Эффект Вертера, или подражательное самоубийство – это подражание другому самоубийству, о котором лицо, пытающееся совершить суицид, узнает из СМИ либо другим способом. Резкий скачок числа подражательных суицидов после широко освещенного в СМИ самоубийства известно, как эффект Вертера, по названию романа Гете «Страдания юного Вертера».
Широко освещаемое самоубийство служит моделью, при отсутствии защитных факторов, для следующего самоубийства. Это явление называется «суицидальным заражением». Информация о самоубийстве часто распространяется в школе, сообществе или СМИ, если речь идет о самоубийстве знаменитости. Это называется «имитированное самоубийство». Точечные суициды ограничены во времени и пространстве и связаны с самоубийством человека, проживающего в непосредственной близости от «нового самоубийцы». Массовые самоубийства ограничены временем, но не ограничены пространством, и связаны с распространением информации о самоубийстве знаменитости через средства массовой информации. Пример знаменитости, чей суицид породил массовые самоубийства - Мэрилин Монро, чья смерть спровоцировала увеличение среднего числа суицидов в августе на 200 самоубийств.
История.
Один из наиболее ранних известных примеров подражательных самоубийств связан с романом Гете «Страдания юного Вертера». Вскоре после публикации романа в 1774 году, молодые люди начали подражать главному герою, одеваясь в желтые штаны и синие куртки. В романе, Вертер застрелился из пистолета после того, как был отвержен любимой женщиной. Вскоре после публикации романа последовала волна самоубийств молодых людей, использующих такой же метод суицида от безнадежности. Это привело к запрету книги в ряде стран. Появился термин «эффект Вертера», используемый в литературе для обозначения подражательных самоубийств. Этот термин был придуман исследователем Дэвидом Филлипсом в 1974 г. Два столетия спустя после публикации романа Гете, Дэвид Филлипс подтвердил существование подражательных суицидов («эффекта Вертера»). Отчеты Филлипса и его коллег 1985 и 1989 годов показали, что после самоубийства, получившего широкую огласку, увеличивается количество самоубийств и других несчастных случаев. Массовые самоубийства, в основном, связаны с распространением информации о самоубийстве в СМИ. «Похоже на то, что информация о самоубийстве словно дает разрешение на самоубийство тем людям, которые имеют к этому предрасположенность», - заявляет Филлипс. Он привел в пример исследования, показавшие, что люди были более склонны к девиантному поведению, например, употреблению наркотиков, если имеют перед глазами пример.
Факторы отчетности.
Эффект Вертера не только прогнозирует увеличение самоубийств, но и способ совершения большинства самоубийств (такой же или аналогичный самоубийству, получившему огласку). Чем больше человек, совершивший самоубийство, похож на людей, получающих информацию об этом, тем более вероятно самоубийство в похожей возрастной или демографической группе. Увеличение, в целом, происходит только в тех регионах, где история о самоубийстве широко освещается в СМИ. Узнав о чужом самоубийстве, многие люди решают, что такой способ действий подходит и для них, особенно если обстоятельства жизни человека, который совершил и получил огласку за самоубийство, в какой-то мере похоже на их обстоятельства жизни. Публикация способов самоубийства, романтизированных и сенсационных сообщений, в частности, о знаменитостях, предположений о том, что существует эпидемия самоубийств, прославление самоубийц и предоставление упрощенной информации о способах самоубийства приводит к увеличению числа жертв. Люди могут начать рассматривать самоубийство в качестве «гламурного» окончания жизни – молодые люди, покончившие с собой, получают много внимания, сочувствия, обеспокоенности даже на национальном уровне, то есть, получают все то, что они никогда не получали в жизни. Вторым возможным фактором является то, что уязвимая молодежь может решить «Если она не смогла, значит, и я не смогу так жить». Увеличение количества самоубийств происходит в течение до десяти дней после появления сообщения о нем на телевидении.
Исследование фактов отчетности.
Исследования, проведенные в Японии и Германии, показывают результаты имитационного эффекта. В австрийском исследовании, показали зависимость между числом газетных сообщений, распределенных в различных областях, и рядом последующих самоубийств с огнестрельным оружием в каждой области, после соответствующего сообщения в сми. Более высокие показатели подражательных самоубийств наблюдаются среди людей, имеющих с самоубийцей сходство по расовому, возрастному и половому признакам. Stack проанализировал результаты 42 исследований и обнаружил, что в исследованиях, измерявших эффект самоубийства знаменитости, в 14,3 раза чаще встречается подражательный эффект, чем в других исследованиях. Также интересно то, что исследования, основанные на историях из телепрограмм, демонстрируют на 82% меньше случаев подражательного эффекта, чем исследования на основе газет. Другие ученые менее уверены в реальности эффекта Вертера. Например, опасения по поводу волны самоубийств после смерти Курта Кобейна не материализовались в виде реального увеличения числа самоубийств. Кроме того, существуют доказательства косвенного эффекта Вертера, то есть, того, что медиа-сообщения о суициде влияют на другие сообщения, которые, в свою очередь, могут одновременно или дополнительно влиять на будущие мысли и поведение человека. Кроме того, исследователь Джерард Салливан критикует исследование эффекта Вертера, предполагая, что данные анализы были избирательными и вводящими в заблуждение, и что доказательства, касающиеся подражательных самоубийств, гораздо менее последовательны, чем предполагалось некоторыми исследователями.
Исследования показывают высокую частоту психических расстройств у жертв суицида в момент их смерти, при этом среднее количество жертв суицида с психическими расстройствами составляет от 98% до 87,3%. Двумя наиболее распространенными расстройствами являются расстройства настроения и токсикомания. Они часто не диагностируются или не лечатся, при том что их лечение может привести к снижению уровня самоубийств.
Коды журналистики.
В различных странах существуют национальные коды журналистики, которые варьируются от одной крайности, гласящей «самоубийства и попытки самоубийства не должны вообще никак освещаться в прессе» (Норвегия), до более умеренных позиций: «В случаях самоубийства, не допускается публикация или трансляция информации преувеличенно, выходя за рамки обычной отчетности с целью оказания влияния на читателей или зрителей». В Турции рекомендуется использовать крайнюю сдержанность при освещении этих смертей – не помещать слово «самоубийство» в заголовок, не романтизировать смерть и ограничить количество историй об этом событии. Фотографии, картинки, визуальные образы или фильмы, изображающие такие случаи, не должны быть обнародованы. В то время как во многих странах отсутствуют национальные нормы и правила по данному вопросу, средства массовой информации по-прежнему часто имеют собственные принципы освещения подобных сообщений. В Соединенных Штатах нет общеотраслевых стандартов, и обзор внутренних руководств 16 американских ежедневных газет показал, что только в трех из них упоминается слово «самоубийство», при этом никто не дает рекомендаций о публикации метода самоубийства. Недавно были введены руководства по отчетности о самоубийствах в Ирландии, в попытке убрать любые позитивные коннотации, которые может иметь акт суицида. Например, используя термин «завершенное», а не «успешное» самоубийство при описании попытки самоубийства, которая привела к смерти. Журналистские стандарты и практики Канадской вещательной корпорации не рекомендуют сообщать о подробностях самоубийства.