Найти тему

Эффект Вертера

Эффект Вертера, или подражательное самоубийство – это подражание другому самоубийству, о котором лицо, пытающееся совершить суицид, узнает из СМИ либо другим способом. Резкий скачок числа подражательных суицидов после широко освещенного в СМИ самоубийства известно, как эффект Вертера, по названию романа Гете «Страдания юного Вертера».

Одна из популярнийших иллюстраций к роману "Страдания юного Вертера".
Одна из популярнийших иллюстраций к роману "Страдания юного Вертера".

Широко освещаемое самоубийство служит моделью, при отсутствии защитных факторов, для следующего самоубийства. Это явление называется «суицидальным заражением». Информация о самоубийстве часто распространяется в школе, сообществе или СМИ, если речь идет о самоубийстве знаменитости. Это называется «имитированное самоубийство». Точечные суициды ограничены во времени и пространстве и связаны с самоубийством человека, проживающего в непосредственной близости от «нового самоубийцы». Массовые самоубийства ограничены временем, но не ограничены пространством, и связаны с распространением информации о самоубийстве знаменитости через средства массовой информации. Пример знаменитости, чей суицид породил массовые самоубийства - Мэрилин Монро, чья смерть спровоцировала увеличение среднего числа суицидов в августе на 200 самоубийств.

История.

Один из наиболее ранних известных примеров подражательных самоубийств связан с романом Гете «Страдания юного Вертера». Вскоре после публикации романа в 1774 году, молодые люди начали подражать главному герою, одеваясь в желтые штаны и синие куртки. В романе, Вертер застрелился из пистолета после того, как был отвержен любимой женщиной. Вскоре после публикации романа последовала волна самоубийств молодых людей, использующих такой же метод суицида от безнадежности. Это привело к запрету книги в ряде стран. Появился термин «эффект Вертера», используемый в литературе для обозначения подражательных самоубийств. Этот термин был придуман исследователем Дэвидом Филлипсом в 1974 г. Два столетия спустя после публикации романа Гете, Дэвид Филлипс подтвердил существование подражательных суицидов («эффекта Вертера»). Отчеты Филлипса и его коллег 1985 и 1989 годов показали, что после самоубийства, получившего широкую огласку, увеличивается количество самоубийств и других несчастных случаев. Массовые самоубийства, в основном, связаны с распространением информации о самоубийстве в СМИ. «Похоже на то, что информация о самоубийстве словно дает разрешение на самоубийство тем людям, которые имеют к этому предрасположенность», - заявляет Филлипс. Он привел в пример исследования, показавшие, что люди были более склонны к девиантному поведению, например, употреблению наркотиков, если имеют перед глазами пример.

Факторы отчетности.

Эффект Вертера не только прогнозирует увеличение самоубийств, но и способ совершения большинства самоубийств (такой же или аналогичный самоубийству, получившему огласку). Чем больше человек, совершивший самоубийство, похож на людей, получающих информацию об этом, тем более вероятно самоубийство в похожей возрастной или демографической группе. Увеличение, в целом, происходит только в тех регионах, где история о самоубийстве широко освещается в СМИ. Узнав о чужом самоубийстве, многие люди решают, что такой способ действий подходит и для них, особенно если обстоятельства жизни человека, который совершил и получил огласку за самоубийство, в какой-то мере похоже на их обстоятельства жизни. Публикация способов самоубийства, романтизированных и сенсационных сообщений, в частности, о знаменитостях, предположений о том, что существует эпидемия самоубийств, прославление самоубийц и предоставление упрощенной информации о способах самоубийства приводит к увеличению числа жертв. Люди могут начать рассматривать самоубийство в качестве «гламурного» окончания жизни – молодые люди, покончившие с собой, получают много внимания, сочувствия, обеспокоенности даже на национальном уровне, то есть, получают все то, что они никогда не получали в жизни. Вторым возможным фактором является то, что уязвимая молодежь может решить «Если она не смогла, значит, и я не смогу так жить». Увеличение количества самоубийств происходит в течение до десяти дней после появления сообщения о нем на телевидении.

Исследование фактов отчетности.

Исследования, проведенные в Японии и Германии, показывают результаты имитационного эффекта. В австрийском исследовании, показали зависимость между числом газетных сообщений, распределенных в различных областях, и рядом последующих самоубийств с огнестрельным оружием в каждой области, после соответствующего сообщения в сми. Более высокие показатели подражательных самоубийств наблюдаются среди людей, имеющих с самоубийцей сходство по расовому, возрастному и половому признакам. Stack проанализировал результаты 42 исследований и обнаружил, что в исследованиях, измерявших эффект самоубийства знаменитости, в 14,3 раза чаще встречается подражательный эффект, чем в других исследованиях. Также интересно то, что исследования, основанные на историях из телепрограмм, демонстрируют на 82% меньше случаев подражательного эффекта, чем исследования на основе газет. Другие ученые менее уверены в реальности эффекта Вертера. Например, опасения по поводу волны самоубийств после смерти Курта Кобейна не материализовались в виде реального увеличения числа самоубийств. Кроме того, существуют доказательства косвенного эффекта Вертера, то есть, того, что медиа-сообщения о суициде влияют на другие сообщения, которые, в свою очередь, могут одновременно или дополнительно влиять на будущие мысли и поведение человека. Кроме того, исследователь Джерард Салливан критикует исследование эффекта Вертера, предполагая, что данные анализы были избирательными и вводящими в заблуждение, и что доказательства, касающиеся подражательных самоубийств, гораздо менее последовательны, чем предполагалось некоторыми исследователями.

Исследования показывают высокую частоту психических расстройств у жертв суицида в момент их смерти, при этом среднее количество жертв суицида с психическими расстройствами составляет от 98% до 87,3%. Двумя наиболее распространенными расстройствами являются расстройства настроения и токсикомания. Они часто не диагностируются или не лечатся, при том что их лечение может привести к снижению уровня самоубийств.

Коды журналистики.

В различных странах существуют национальные коды журналистики, которые варьируются от одной крайности, гласящей «самоубийства и попытки самоубийства не должны вообще никак освещаться в прессе» (Норвегия), до более умеренных позиций: «В случаях самоубийства, не допускается публикация или трансляция информации преувеличенно, выходя за рамки обычной отчетности с целью оказания влияния на читателей или зрителей». В Турции рекомендуется использовать крайнюю сдержанность при освещении этих смертей – не помещать слово «самоубийство» в заголовок, не романтизировать смерть и ограничить количество историй об этом событии. Фотографии, картинки, визуальные образы или фильмы, изображающие такие случаи, не должны быть обнародованы. В то время как во многих странах отсутствуют национальные нормы и правила по данному вопросу, средства массовой информации по-прежнему часто имеют собственные принципы освещения подобных сообщений. В Соединенных Штатах нет общеотраслевых стандартов, и обзор внутренних руководств 16 американских ежедневных газет показал, что только в трех из них упоминается слово «самоубийство», при этом никто не дает рекомендаций о публикации метода самоубийства. Недавно были введены руководства по отчетности о самоубийствах в Ирландии, в попытке убрать любые позитивные коннотации, которые может иметь акт суицида. Например, используя термин «завершенное», а не «успешное» самоубийство при описании попытки самоубийства, которая привела к смерти. Журналистские стандарты и практики Канадской вещательной корпорации не рекомендуют сообщать о подробностях самоубийства.

Наука
7 млн интересуются