Найти в Дзене
Прекрасная эпоха

Зоя Порфирородная - византийская императрица, которая в 70 лет выглядела на 30

Но правда ли это? Или, может, она была еще одной некрасивой красавицей истории?

Кадр из фильма "Византийская принцесса", 2006
Кадр из фильма "Византийская принцесса", 2006

Это одна из моих любимейших тем – роль хорошего пиара в истории. Ведь, на самом деле, ни Клеопатра, ни Роксолана, ни Елизавета I красавицами не были. Достаточно абстрагироваться от киношных образов, а посмотреть на картины современников. На них можно увидеть стать, горделивую осанку, ну а внешность… в лучшем случае, весьма посредственную.

Клеопатру прославляли, потому что дочь Исиды (одна из значимых богинь Египта – прим. автора) по умолчанию считалась красивой. Роксолана нравилась султану. А английская королева однажды разбила все зеркала во дворце. Тут уж придворные без особых указаний догадались, что надо говорить монаршей особе.

А что насчет Зои Порфирородной?

Кадр из фильма "Византийская принцесса", 2006
Кадр из фильма "Византийская принцесса", 2006

Самодержавная византийская императрица осталась в истории как образец истинной красоты. Говорят, что она даже в 70 сохраняла внешность 30-летней. Возраст выдавали лишь появившиеся с годами сутулая осанка и дрожь в руках.

Считается, что эффекта «вечной молодости» Зоя добилась благодаря своим бьюти-процедурам. Государством она особо не занималась (период ее правления не зря считается временем политического кризиса в империи). А вот развитием древней косметологии – напротив.

Слева: Зоя (деталь короны Константина IX). Справа: мозаика собора Святой Софии, Константинополь. Источник: ru.wikipedia.org
Слева: Зоя (деталь короны Константина IX). Справа: мозаика собора Святой Софии, Константинополь. Источник: ru.wikipedia.org

Если верить «Хронографии» Михаила Пселла, главного историографа двора императрицы, большую часть времени Зоя проводила в своей «лаборатории», где «колдовала» над созданием различный снадобий.

А вот что говорится о византийской императрице в романе Бориса Акунина «Плевок дьявола».

До конца своих дней Зоя оставалась молодой и ослепительно прекрасной. Злые языки утверждали, что это чудо свершилось не волшебным образом, а благодаря мазям, притираниям, мудреным минеральным ваннам и прочим ухищрениям, которым Зоя посвящала бóльшую часть дня. Это правда, что она никогда не выходила на солнце, оберегая белизну кожи, и поддерживала в своих покоях особенную теплую влажность, при которой не образуется морщин».

С другой стороны, тот же Пселла писал, что Зоя обожала лесть до беспамятства. Стоило только кому-то из приближенных сказать тонкий комплимент, как она сразу же осыпала его почестями и дорогими подарками. А за критику можно было лишиться глаз… Как думаете, стал бы кто-нибудь вразумлять ставшую под конец полоумной императрицу?!

Зоя и Константин IX (мозаика собора Святой Софии). Источник: ru.wikipedia.org
Зоя и Константин IX (мозаика собора Святой Софии). Источник: ru.wikipedia.org

Тем более, сама Зоя заниженной самооценкой не страдала. Она трижды выходила замуж. Причем, второй супруг был сильно моложе. В 54 года Порфирородная женила на себе 24-летнего фаворита, который был незнатного происхождения, зато очень красивым. И, как говорили злые языки, буквально выпила из него всю жизненную силу. Михаил IV Пафлагон умер в возрасте 31 года, т.е. спустя 7 лет после свадьбы со своей благоверной.