Найти в Дзене
LeColoboqueJournal

СПАСАЙСЯ, КТО МОЖЕТ: ПОДНИМАЙТЕ СВОЙ ИНТЕЛЛЕКТ, ИБО НЕПОНЯТНО, ОТ ЧЕГО СПАСАТЬСЯ

Будут ли ужасные перемены в занятости? Будут. Всегда были. Разве что не всегда эти перемены были такими скоростными и касались буквально всех занятых. И что делать? Государственный прогноз про последствия разрастания «цифровой экономики», затем выстроить в соответствии с ним процедуру массовой переподготовки «кадров» (которые «решают всё» -- ух, повеяло прошлым веком!), а затем отнять деньги у успешно адаптирующихся к изменениям в своей жизни налогоплательщиков в пользу переподготовки неуспешно меняющихся? А если прогноз окажется неверен, то деньги пропали? Время невинно обучённых, которое они потратили на не пригодившуюся им переподготовку пропало? А ведь прогноз будет неверен. Если б такой прогноз развития тех или иных будущих производств и сервисов был бы возможен, то мы бы знали, кто будет сверхмиллиардером в ближайшее время!

Школа системного менеджмента даёт свой ответ на ситуацию:

1. Ролевое мастерство.
Попавшему в ситуацию постоянной смены своих проектных ролей человеку нужно владеть механизмом быстрой и осознанной смены деятельностных/проектных ролей. Понимать разницу между своей личностью как исполнителем разных проектных ролей и своим поведением «в роли». Нужно уметь оценивать свою компетенцию в исполнении роли. Осознанно выбирать будущие роли к разучиванию долгими зимними вечерами и к исполнению за деньги прямо здесь и сейчас. Уметь войти со своей ролью в проект и договориться в проекте с другими ролями (знать пьесу, а не только свою роль). Сейчас ролевому мастерству (а это оно) не учат, учат лишь лидерству и менеджменту (общим! Не для конкретных специальностей!). А учить выполнять работу (а не руководить) в общем -- этого пока нет. Вот, мы на эту тему думаем: мой доклад «ролевое мастерство» (доклад-то был год назад и назывался «Стейкхолдерское мастерство», но летом с выходом нового учебника мы поменяли терминологию и теперь это доклад был бы «ролевое мастерство»):
https://ailev.livejournal.com/1 466 773.html. В ситуации постоянного стресса нужно выживать ещё и телесно, чтобы поддерживать биохимию («заряжать батарейки», в здоровом теле у нас ведь здоровый дух и достаточно энергии для всех этих быстрых смен работы) -- мы занимаемся и телом тоже, и тексты https://ailev.livejournal.com/1 429 126.html тут показывают только начало нашей работы, с тех пор было сделано много нового (увы, не хватает времени всё подробно записывать). И да, на работу устраивается не совсем человек, а какая-то киберличность: внимание и память у этого человека поддерживается компьютерами, и поэтому ему проще быть осознанным в ходе этого мирового бардака, https://ailev.livejournal.com/1 487 672.html, https://ailev.livejournal.com/1 488 271.html.

2. Личное стратегирование в условиях техноэволюции.
Попавший в ситуацию постоянной смены своих проектных ролей человеку должно быть понятно происходящее: что это всё не интриги правительства (хотя эти ребята в пиджаках, несомненно, добавляют свою неэффективность к общей работе) или мировой закулисы (англичанка не может так круто и быстро гадить в масштабах глобуса!), а вот так устроена жизнь -- квази-эволюционные процессы. Не нужно заботиться о том, что личное стратегирование приходится делать постоянно, а не один раз в студенческие годы. Не меняешь жизненных планов -- ты меднолобый фанат-фундаменталист, упёртый идиот, а не цельный человек. Люди адаптивны, а не догамтичны, одну мечту на жизнь иметь бессмысленно, а выстраивать жизнь по примеру Билла Гейтса или Элона Маска -- это повторять ошибку выжившего. Лучше сразу понимать, что у тебя будет обучение и переобучение не один раз на всю жизнь, не одна «профессия» (не будет профессии! будут разные компетенции! --
https://ailev.livejournal.com/1 209 566.html, большой текст «закат профессий» http://erazvitie.org/article/zakat_professij), а счастье преследования какой-то романтической идеи типа полётов на Альфа Центавра -- это счастье преследования утопии. На эту тему у нас есть много интересных подходов: «против целей (against objectives)» https://ailev.livejournal.com/1 254 147.html, открытость (open-endedness) https://ailev.livejournal.com/1 463 013.html. Всё интересное прилетит сбоку и неожиданно, в том числе всё интересное и неожиданное в вашей жизни. А дальше нужно просто применить лучшие методы стратегирования, которые разработаны крупными корпорациями, для вас же самих -- и с удивлением узнать, что стратегии компаний тоже не пишутся одна навсегда, а тоже постоянно меняются. Техноэволюция не дремлет, компетенции компаний точно так же приходят и уходят, как и компетенции людей. Нужно бежать со всех ног, чтобы только-только остаться на месте.

3. Сильный интеллект
Итак, всё новое плохое и хорошее будет прилетать скорее раньше, чем позже (стабильности не будет), поэтому придётся всё время сталкиваться с чем-то новеньким, чего никто ещё не видел. Умение справляться с непредвиденными ситуациями, быть адаптивными -- это признак сильного интеллекта,
https://ailev.livejournal.com/1 498 481.html. ОК, нужно поднять свой интеллект: развить способности, а не сами ещё неизвестные компетенции. И тогда новые компетенции будет осваивать быстрее, раз уж нельзя без этого освоения обойтись. Для этого дадим трансдисциплины, мы работаем над этим: https://ailev.livejournal.com/1 503 271.html. А ещё включим деятельностный кругозор: крутой интеллект, который быстро-быстро освоил новую компетенцию и пришёл в новый проект обязательно встретится там с такими же интеллектами -- и нужно будет договориться, как они работают вместе. Хорошо бы понимать, как устроена коллективная деятельность, ибо без этого понимания никакие «трёхдневные курсы» не работают: https://ailev.livejournal.com/1 430 047.html.

4. Системное развитие личности
Личность довольно сложно устроена, и чтобы выживать, нужно развиваться системно. Что это значит? Это значит, что нужно учитывать системные уровни в развитии личности. В ходе жизни все эти системные уровни работают «одномоментно», то есть когда вы работаете в проекте, то это часть вашей жизни, но частью этой работы является и работа вашего тела, и работа вашего мозга, частью этой работы мозга является работа по избранной роли, а частью этой работой мышление с использованием понятий какой-то трансдисциплины. Нужно развиваться на всех этих уровнях. Пример такого подхода показан в тексте «системное развитие мультиданс-танцора» --
https://vk.com/wall-179 019 873534 (и там в начале текста ссылки на само рассуждение о системных уровнях в танце как пример). Деятельность архитектора ничуть не проще деятельности танцора, и развиваться поэтому не проще. Другое дело, что развитие на нижних системных уровнях позволяет менять деятельность! Танцор одного танца (человек, обычно исполняющий роль танцора в одном виде танцев) сможет поменять танец, или даже заняться каким-то спортом. Архитектор (человек, обычно исполяющий роль архитектора) сможет стать инженером по требованиям или вообще переквалифицироваться в менеджеры или предприниматели. Чем круче прокачаны нижние уровни, тем больше скорость маневра при резкой перестройке вышележащих уровней.

Это я в порядке подготовки к очередному тренингу «Образование для образованных», это уже через пару недель, и я начинаю в очередной раз перетряхивать слайды.

Спасайся, кто может: поднимайте свой интеллект, ибо непонятно, от чего спасаться - Блог ШСМ

#саморазвитие