Две зарисовки из прессы того времени
1858 год:
"Когда в прежние годы Волхов покрывался крепким льдом, нередко по праздникам на южном конце города появлялись на реке сотни мальчишек, которые толпами бежали с обоих берегов друг другу навстречу, и издали слышен был крик, оглашавший воздух. Обе массы сталкивались, и завязывался кулачный бой, в котором принимали участие не только дети, но и взрослые.
Одна партия называется троицкими по Троицкой слободе, лежащей на левом берегу Волхова; другая - славенскими, к ней принадлежат жители правого берега, носящего здесь название Славянского конца или Славной. Эти драки и кулачные бои на льду напоминают о старинном обычае новгородцев, нередко сшибавшихся в драке на мосту с дубьём и долбнями; в этом обычае веет ещё старинная вражда жителей обоих берегов Волхова.
Теперь в подобных свалках нет уже того ожесточения, и они оканчиваются обыкновенно тем, что двое-трое возвращаются с синяками или окровавленным носом. Побеждённые бегут домой, между тем в толпе ещё раздаются возгласы вроде: "Ну-ка, Митюха-Сморчок, порешим дело". И Митюха, здоровенный парень, выставив свои сильные и крепкие, как кость, ручищи, устремляется с воодушевлением на противника; прочие, видя это, кидаются снова друг на друга, и пошла потеха. Многие валяются, и победители подымают крик. Любопытные, привлечённые этим зрелищем на берег, следят внимательно за ходом дела и кричат: "вишь ты, кажись, славенских бьют".
1871 год:
"Страсть к кулачным боям у позёр есть, кажется, страсть врождённая. Позёр любит подраться "за любовь" при каждом удобном случае: дерётся на свадьбах, на похоронах, на барышах, на помочах, на празднических, на ярмарках и в кабаках. Где только есть водка, там у позёр не обойдётся без драки. Один даже так рассказывал мне: "Где двое дерутся "за любовь", глядишь на их драку, и у самого тя так руки и зудят, сжимаешь кулаки и поджилки на ногах дрожат, всего тя изобье лихоманка проклятая - во так бы и подрался".
В Позёрье в деревнях на праздницких и ярмарках, где скопляется много народа, сельским обществом для водворения порядка и уничтожения драк выбираются люди вроде полицейских, называемые ходаки. Ходаки, по-видимому, не считают себя ответственными пред судом общества, избравшего их на эту службу, когда допустят бьющихся "за любовь" до увечья. Ходаки разнимают дерущихся только тогда, когда они начнут кусаться, царапаться, рвать друг другу волосы и платья - тогда ходаки спешат к дерущимся и пускают в ход по их спинам свои полновесные дубинки, чем скоро и усмиряют нарушителей правил позёрского кулачного боя "за любовь".
Я удивляюсь, что в наше время никто не обращает внимания на эти кулачные бои, от которых столько людей, приносящих пользу государству, гибнет, умирает, столько семейств разоряется и страждет. Пора бы подобному препровождению времени и выводиться из обычаев".
Для справки: Позёрье (чаще говорят "Поозерье") - местность неподалёку от Великого Новгорода, вдоль северо-западного берега озера Ильмень.
Другие материалы читайте в группе Вконтакте: https://vk.com/historynov