ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
В вопросе профилактики возникновения страхов многое зависит от установок родителей и учителей. Именно по этой причине одним из наиболее важных аспектов в вопросе профилактики детских страхов является правильное воспитание.
Неправильное воспитание, как и негативное отношение к ребенку, - одна из главных причин возникновения неуверенности в себе, а, как следствие, и школьных страхов.
Жесткие рамки, которые устанавливает педагог в школе, как и слишком завышенные требования к ребёнку дома в совокупности держат его в постоянном напряжении и порождают страх сделать что-то неправильно.
Зачастую ребенок уверен в том, что, если его не любят, то это полностью его вина. То есть он плохой, а любовь заслуживают только хорошие дети. Заслужить любовь ребенок стремится с помощью положительных оценок и результатов. И в том случае, если улучшение оценок не приводит к более доброжелательному отношению родителей и учителя, тревожность ребенка увеличивается ещё больше.
Следующая ситуация – это ситуация соперничества, конкуренции. В данном случае ребенок, попадая в ситуацию соперничества, будут стремиться быть первым и любой ценой достигнуть самых лучших результатов.
Еще одна ситуация – ситуация повешенной ответственности. Если тревожный ребенок попадает в нее, то его тревога обусловливается страхом не оправдать ожидания взрослого, и как следствие быть отвергнутым.
Если ребенок не знает наверняка, как будет оценен определенный его шаг, но предвидит возможное недовольство, то все его существование окрашивается напряженной настороженностью и тревогой.
В.И. Гарбузов изучающий связь детских страхов с развитием ориентации и познания, утверждает, что одним из важнейших аспектов профилактики детских страхов является полноценность умственного воспитания.
Это объясняется тем, что чем больше ребенок узнает о том, что его тревожит, тем в меньшей степени проявляются данные страхи.
В современном мире в психологической науке выделяют два основных способа преодоления тревожности у детей.
Первый представляет собой выработку конструктивных способов поведения в ситуациях по каким-то причинам сложных для ребёнка и овладение приёмами, позволяющими справиться с волнением и состоянием тревожности. Второй способ, это развитие и повышение самооценки и уверенности в себе.
Для снятия тревожности у младших школьников особенную роль играют два метода:
1. Метод последовательной десенсибилизации.
Суть метода заключается в том, что ребёнка помещают в такие ситуации, которые связаны с областью, которая вызывает страх. Начиная с таких, которые лишь немного волнуют и заканчивая ситуациями, вызывающими сильную тревогу. Для снятия напряжения ребёнку рекомендуется сосать конфету.
2. Метод «отреагирования» страха.
Данный метод осуществляется с помощью игры- драматизации «в очень страшную школу». Дети с помощью кукол должны изобразить пугающие их ситуации из школьной жизни. К этому методу относятся также и такие приёмы, как изображение страхов на бумаге или в устном рассказе. Очень важно, что все приёмы должны быть доведены до крайней степени.
Для снятия у ребёнка сильной напряжённости и дезорганизации можно использовать приём «Школа клоунов». Детям читают отрывки произведений Э. Успенского, после чего рассказывают о правилах этой школы, придумывают уроки и отметки. Каждый из детей должен что-то рассказать или показать предварительно договорившись, какое из придуманных правил будет выполнено. Задача этой работы-помочь детям прийти к осознанию того, что правила и требования, обозначенные школой действительно необходимы.
Особую роль следует отвести тем приёмам, которые помогают детям снимать повышенную напряженность, с которой связаны агрессивность и двигательные беспокойства. Для этих целей можно использовать щит, который будет держать взрослый и по которому ребёнок может бить мечом или чем-то другим в зависимости от ситуации и условий.
Существует так же специальное упражнение, которое помогает ребенку избавиться от страха перед контрольной работой. При этом необходимо убедить ребенка, что учитель не может гарантировать, что ученик получит самую высокую отметку, но он получит возможность показать, на что он способен. Сам ребёнок 8-9 лет должен:
1.Глубоко вдохнуть и выдохнуть.
2. Сказать себе: «Я постараюсь сделать это как можно лучше».
3.Если он чувствует, что волнуется во время контрольной, ещё раз глубоко вдохнуть и выдохнуть напряжение.
Следует сказать, что, не смотря на работу учителя, которая может проводиться, как в процессе занятий, так и в специальной группе, все методы и приёмы будут достаточно эффективны лишь в том случае, если в семье, также как и в школе, будут хорошие отношения, благоприятная атмосфера и поддержка.
Можно с уверенностью говорить о том, что правильно построенная система воспитания, как со стороны родителей, так и со стороны учителя – это самый важный аспект профилактики школьных страхов младшего школьника.
#психология #детская психология #педагогика #детские страхи #ИСПУГ #тревожность #страхи #психология семьи #отношения с детьми #помощь детям