Фильм "Осенний марафон" я хотела посмотреть давно, но руки никак не доходили. И надо сказать, что за всю жизнь я ни разу не видела ни одного отрывка из него, хотя лирично-элегичное название мне знакомо чуть ли не с детства.
Сразу могу сказать, что фильм мне не понравился. Данелия вообще не мой режиссер в плане морально-этической проблематики, присущей его фильмам. Все же удержусь и не буду проводить параллели между жизнью режиссера и главного героя картины — это совершенно ни к чему, хотя, думаю, попытка творческого переосмысления личного опыта при работе над фильмом таки имела место быть.
"Осенний марафон" — это фильм не об измене, а о мужчине, живущем на две семьи. Такое явление в жизни встречается нередко и стабильно пользуется брезгливо-пренебрежительным отношением всех, кто становится вольным или невольным свидетелем происходящего. Под "явлением" я имею в виду означенный выше любовный треугольник, а не только его "мужской" угол. В частности тот, который изображен в "Осеннем марафоне".
Сразу скажу (хотя знаю, что истерики в комментариях от "обманутых жен" мне не миновать), что к изменам, изменникам и любовницам я отношусь категорически плохо. Никого не оправдываю: ни Аллочку, ни Бузыкина. Но и Н.Е. не сочувствую. На ней не меньше вины, чем на остальных участниках этого марлезонского балета.
Не знаю, кому как, но мне с первого появления Нины в кадре (когда Бузыкин будит ее утром, а она недовольно говорит, что могла бы еще час поспать) стало ясно, что она — сильная женщина. Гундаревой, на мой взгляд, хорошо удавались такие роли, несмотря на мягкую, "лиричную" внешность, какую-то дворянскую, благородно-сдержанную, не нашего века красоту.
Я честно признаюсь, что видела немного фильмов с Гундаревой, но почему-то у меня сложилось мнение, что ее героини — сильные и уверенные в себе женщины. Таков ее типаж, являющийся отражением личности и характера самой Натальи Георгиевны. В этом плане они чем-то схожи с Гурченко. Но та играла сильных и независимых героинь, а Гундарева — сильных и волевых. Гурченко в этом плане, как истребитель, недосягаемый в небесах, а Гундарева — танк, неумолимо движущийся к цели, такие вот у меня "военные" ассоциации вызывают образы, созданные на экране этими актрисами.
Нина — из таких же, неумолимо прущих к цели. Нет сомнений, что главой в семье была именно она. Измену мужа Н.Е. воспринимает не только как предательство, но и как бунт на корабле, который она пытается подавить, действуя с позиции силы.
Нине прекрасно известно о любовнице Бузыкина. Это ранит ее, но свою боль она держит глубоко в себе, что безусловно вызывает уважение. Но помимо боли, Н.Е. также испытывает сильнейшее желание отвоевать назад роль главы и центра семьи, вернуть возможность быть сфокусированной исключительно на себе. Роман мужа с другой женщиной не дает Нине возможности спокойно заниматься привычными делами: нужно постоянно ловить Бузыкина на вранье еще и Аллочка звонит и дышит в трубку.
А у авторитарной Нины и без того проблем хватает: упорхнувшая из семейного гнезда дочь не хочет пускать мать на свою территорию. А она — не безвольный Бузыкин, там половина генов волевой матери, плюс муж поддерживает. А дочь, без всяких сомнений, значит для Н.Е. гораздо больше, чем муж.
Нина Евлампиевна — сильная женщина, и хорошо она чувствует себя именно в паре со слабохарактерным Бузыкиным. (Да и не вынес бы сильный мужчина такую женщину с собой рядом в течение стольких лет). Их отношения — симбиоз, выгодный обоим. Слабый Бузыкин нашел в лице супруги не только жену, но и человека, задающего курс их отношениям и жизни. Нина — мужа, который вроде есть, но при этом не путается под ногами. И оба они уже в том возрасте, когда иллюзий относительно друг друга не питают.
Нина такая, какая она есть. Она сильная: получив удар, бьет в ответ. Всю жизнь. Услышав в очередной раз сопение Аллочки в трубку, она бросает мужу, чтобы в следующий раз он брал трубку сам. В ответ на похвалу ее кулинарных талантов, отрезает, мол, не старайся. Она видит, что мужу неловко быть в роли обманщика, и при любом удобном случае тычет ему этим. Потому что знает: он не уйдет, если равномерно поддерживать в нем чувство вины и никчемности.
И сама Нина будет себя чувствовать при этом в "своей тарелке": в роли агрессора-манипулятора, в которой она и просуществовала все годы брака. Т.е. изменившийся фон ее нервирует, но поскольку суть отношений не изменилась и Бузыкин по-прежнему реагирует на недовольство супруги, подчиняясь ее требованиям, значит, жизнеспособность этих отношений сохраняется.
Показательны и демонстративные "уходы" Нины. В первый раз после утреннего чаепития с Биллом после звонка "секретарши" Веригина, потом — в финале из автобуса на трассу. Это распространенный манипулятивный прием и действенный способ контроля именно слабых мужчин, которые мечутся между двух огней и боятся начать все с начала. Безусловно, такая тактика каждый раз подразумевает определенный риск, но в случае, если номер прокатывает (а он прокатывает), Нина получает преимущество перед соперницей.
Опять же, на войне все средства хороши, и я по-женски понимаю Нину: ей есть за что бороться, поскольку в ее возрасте остаться одной крайне неприятно. Но с другой, нельзя не заметить, что ее отношения с мужем носят манипулятивный характер: она без малейшего усилия "выбивает" из него нужные признания и реакции.
В сцене, когда между вернувшимся от Аллочки Бузыкиным и Ниной происходит разговор, который мог стать окончательной расстановкой "точек над и", Андрей сначала врет, что задержался на дне рождении институтского товарища, опоздал на разведение мостов и поэтому явился домой только под утро. При этом он хвастается новой курткой, подарком Аллы. Нина слушает это вранье, прекрасно зная, что у Евдокимова Бузыкин не был. Потом она давит на жалость, заявляя, что никому не нужна и заодно с этим сообщает мужу, что звонила Евдокимову. Андрей Палыч начинает врать по новой, сочинив, что был в вытрезвителе... Нина спрашивает про куртку: там, что ли, выдали...
Нина победила: Бузыкин оказывается загнанным в угол. Ему жалко оставить жену и комфортную привычную жизнь, но неудержимо влечет к Аллочке, поэтому ничего иного, как врать, не остается. А врать он не умеет, ведь это значит, напрягаться, а ему не хочется... Ему хочется... да он сам не знает, чего он хочет. Поэтому и бегает туда — сюда по осеннему Петербургу, пытаясь соединить в единое целое две несочетаемые части своего бытия.
Но Нина, полководец и командир, не потерпит посягательств на то, что считает своим. Чтобы напомнить Бузыкину, кто в доме хозяин, она рвет куртку и вышвыривает ее в окно. Эта демонстрация силы приводит Бузыкина в чувство и следующую ночь он покорно проводит дома, а утром решает переклеить обои, за что даже удостаивается похвалы от Нины. Она довольна, видя, что Бузыкин по-прежнему остается подконтрольной ей территорией.
Отъезд дочери на остров Жохова (что в Восточно-Сибирском море в 440 км от материковой Якутии) Нина тоже использует в целях выведения Бузыкина на "чистую воду". Она говорит, что унижалась только из-за дочери, и теперь после ее отъезда Андрей волен делать,что хочет. И если он уйдет, Нине будет лучше. Бузыкин пугается, говорит, что "там" у него все закончилось (Аллочка ведь обижена на него).
Конечно, в этой ситуации Нину можно понять — слезливые утешения предавшего ее мужа просто противны, а вкупе с мыслями, что дочь увидишь не раньше, чем через два года, действительно могут довести до истерики. Но и из автобуса она выскочила именно потому что Бузыкин сказал, что остается с ней. Для закрепления результата.
Это становится понятно позже, когда Нина появляется в квартире, куда добралась раньше Андрей Палыча и успела написать записку, что уходит. Н.Е. знает, что оставшийся без жесткого контроля муж непредсказуем и спешит обратно, чтобы подкорректировать ситуацию, пойди та не по плану.
Когда бесконечное чувство вины перед женой перестает давить на Бузыкина, он наконец-то имеет возможность задуматься о том, чего в конце концов он хочет. Оставшись в пустой квартире, Андрей впервые за много лет чувствует себя свободным: ему больше не от чего бежать. И звонку Аллочки он не сильно обрадовался. Очевидно, с уходом жены, в сознании Бузыкина "навелась резкость" и он ясно увидел то, что раньше отрицал: Алла слеплена из того теста, что и Н.Е., она тоже манипуляторша-агрессор.
Осенний марафон Бузыкина — это запоздалая попытка вырваться из-под патологического контроля жены, которой была выгодна и удобна слабохарактерность супруга и которую она старательно в нем взращивала. Но существовать вне рамок деструктивных отношений, Андрей Палыч уже не может, поэтому он меняет шило на мыло, попавшись в цепкие ручки Аллочки.
Причины у измены могут быть разными, порой мужчины поступают эгоистично и подло, заводя романы на стороне. Но случай с Бузыкиными тот самый, когда жена сама сделала все необходимое, чтобы муж пошел налево: там он искал то, чего не получал в собственном доме — легкость, восхищение и ощущение, что без него не могут жить. Да, в начале романа Аллочка очень убедительно все это имитировала.
И можно было бы помечтать, что возможный финал картины — нравственное перерождение героев: Нина оттаивает, осознав, насколько ей дорог ее мягкотелый муженек, а тот, воспрянув духом, рвет с любовницей и заново влюбляется в жену. И подобно паре Васи и Надюхи из "Любовь и Голуби" их ждет второй "осенний" медовый месяц.
Но после слов Бузыкина "Завтра в 7 на кафедре" очевидно, что пророчить героям прекрасное далёко глупо. Чудес не бывает. Нина не изменится, не изменится и Бузыкин. Он еще долго будет бегать свои марафоны из квартиры в новостройке в коммуналку на набережной Мойки. А Нина — встречать его, обдавая презрением. Собственно, этим она и занималась всю свою семейную жизнь. Поэтому такая развязка, хотя и печальна, но абсолютно естественна и логична.