Внутренний зазор в подшипнике
Внутренний зазор подшипника определяется как относительное перемещение колец подшипника. Перемещение в радиальном направлении называется «радиальным внутренним зазором», а осевое перемещение -«осевым внутренним зазором».
Зазор до и после монтажа
Очень важно различать величину внутреннего зазора подшипника до его монтажа и величину внутреннего рабочего зазора смонтированного подшипника в условиях эксплуатации.
Зазор до монтажа обычно больше рабочего (остаточного) зазора, поскольку кольца расширяются или сжимаются из-за посадки с натягом и теплового расширения колец подшипника и окружающих деталей.
Обычно рабочий радиальный внутренний зазор должен быть немного больше нуля. Для шарикоподшипников допускается также небольшой преднатяг.
Измерение зазора с помощью калиброванных щупов
Измерение радиального внутреннего зазора средне- и крупногабаритных сферических роликоподшипников и тороидальных роликоподшипников до, во время и после монтажа обычно выполняется с помощью щупа.
Перед измерением необходимо провернуть внутреннее или наружное кольцо на несколько оборотов. Убедитесь, что оба кольца и комплект роликов с сепаратором правильно отцентрированы относительно друг друга.
Первоначально нужно выбрать щуп несколько тоньше начальной величины зазора подшипника.
При измерении перемещайте щуп вперед и назад между роликом и дорожкой качения. Повторяйте эту процедуру более толстым щупом, пока не почувствуете небольшое сопротивление между щупом и роликом. Для подтверждения значения поверните внутреннее кольцо на 180 градусов и заново выполните измерение. Выполните измерение между:
- наружным кольцом и верхним роликом до монтажа
- наружным кольцом и нижним роликом после монтажа
Для крупногабаритных подшипников, особенно с относительно тонкостенным наружным кольцом, на измерение оказывает влияние упругая деформация колец, вызываемая весом подшипника или усилием перемещения щупа через зазор между дорожкой качения и ненагруженным роликом.
Порядок действий для определения истинного зазора до и после монтажа:
- измерьте зазор «c» в положении 12 часов для стоячего подшипника или в положении 6 часов для не смонтированного подшипника, подвешенного за внутреннее кольцо.
- Зазор «a» измерьте в положении 9 часов, а зазор «b» - в положении 3 часа без перемещения подшипника.
- Истинный радиальный внутренний зазор с относительно высокой точностью вычисляется по формуле: 0,5 (а + b + с).