Указанный материал предоставлен для публикации нашим коллегой.
Город-курорт Железноводск связан с другими населёнными пунктами шестикилометровой одноколейной ж/д веткой, проходящей в живописном лесу на склонах горы Бештау. Многие десятилетия по ней между станциями Бештау и Железноводск курсировала 4-вагонная электричка. Это был один из самых коротких ж/д. маршрутов в СССР и РФ. В сторону Железноводска электричка ехала с натужным басовитым жужжанием, штурмуя значительный подъём, а в обратную сторону (почти на всей длине маршрута) - с отключёнными двигателями, только под действием гравитации, практически бесшумно, не считая скрипа тележек на многочисленных поворотах. Деревья росли очень близко к рельсам, ветви порой скользили по стёклам электрички, что придавало особый шарм этому прекрасному месту. Чтобы попасть в Железноводск, нужно было выбрать в расписании электричку, которая стыкуется с железноводской. Обычно такие рейсы помечались каким-либо символом. Время на пересадку бывало разным, иногда всего 2-3 минуты (за это время нужно было перебежать с одной платформы на другую), но железноводская электричка обычно ждала. С советских времён по май 2006 года на этой ветке попеременно работали две электрички - ЭР2-911 и ЭР2-912. Долгое время они сохраняли аутентичный интерьер (деревянные лавки, деревянные окна, в некоторых вагонах - дерматиновая обшивка внизу и зелёная или бордовая краска вверху), правда, деревянные детали были испещрены многочисленными надписями, которые оставляли школьники - эти электрички очень активно использовались для перевозки детей из санаториев и оздоровительных лагерей к месту питья минеральной воды. В основном это были имена, даты, названия городов и всякие пошлости, но встречался и юмор, например, "Чубайс @ света.нет". Кассиров и охраны в железноводских электричках не было, пассажиры были предоставлены самим себе, не было никаких препятствий к бесплатному проезду. Несмотря на то, что на основной ветке Минеральные Воды - Кисловодск тогда ходили еще более старые ЭР22, они казались моложе железноводских, воспринимавшихся как этакие "почётные пенсионеры" (из-за деревянных салонов и круглых кабин). Последним годом эксплуатации ЭР2-911 и 912 в аутентичном состоянии стал 2004-й. Затем их отправили на модернизацию, и по возвращении они еще какое-то время поездили уже в виде ЭР2К, с обновлённым салоном. У меня была техническая возможность поснимать их на цифровой фотоаппарат в 2005 году, но по ряду причин этого сделать не удалось, о чём до сих пор сожалею. Так что остались только снимки 1999-2004 годов, сделанные на плёнку фотоаппаратом "Смена 8М". Вскоре линии Минеральные Воды - Кисловодск и Бештау - Железноводск были переведены на переменный ток, и на маршруты вышли другие поезда.
Итак, в мае 2006 года железнодорожные ветки Минеральные Воды - Кисловодск и Бештау - Железноводск были переведены с постоянного тока 3 кВ на переменный 25 кВ 50 Гц для унификации с соседними линиями. На Кисловодск пошли новые переменнотоковые электропоезда ЭД9М вместо постояннотоковых ЭД2Т, ЭД4 и ЭД4М. На Железноводск вместо кругломордых электричек ЭР2К-911 и 912 были запущены аналогичные ЭР9ПК-63/237 и 277, ранее ходившее на главном ходу СКЖД. В первом из них три из четырех вагонов были повышенной комфортности (т.к. ранее ходили в составе экспресса Минеральные Воды - Краснодар). При этом на железноводской ветке посадка производилось только в два вагона - комфортный головной (6309) и обычный промежуточный (23510). В другие два вагона (23702 и 23701) пассажиров не пускали, вероятно, из соображений безопасности или для предотвращения вандализма - двери не открывались, а межвагонный проход был закрыт на ключ. Ни в одной другой электричке я такого не встречал. В общем, была возможность прокатиться по цене обычной электрички (а то и бесплатно - кассиров и охрану я тогда там не видел) в комфортном вагоне, причём по одному из самых коротких маршрутов РФ. Были ли вагоны повышенной комфортности в ЭР9ПК-277 и были ли какие-то вагоны в ней заблокированы - не знаю. В те дни, когда я там был, она стояла в депо. Эти электрички ходили на Железноводск до конца 2007 года или начала 2008 года. Летом там уже ходили ЭД9М-0230 или 0231, которые были выпущены четырёхвагонными сразу с завода, возможно, по заказу именно для этой ветки. Но 2008 год стал последним, когда маршрут Бештау - Железноводск регулярно работал. В сентябре 2008 года ветку закрыли. Был проведён её ремонт. Далее было два коротких периода, когда электрички туда ходили - в мае 2010 года и с августа 2013 года по март 2014 года. Оба раза движение отменялось из-за низкого пассажиропотока. Наконец, в сентябре 2019 года были запущены электрички Кисловодск - Железноводск, правда, в минимальном объёме - 2 пары по выходным дням. Летом 2021 года проехал на вечернем рейсе из Железноводска - пассажиров было немало. Устранение пересадки на Бештау пошло на пользу. Но из-за того, что на Бештау не хватает одной стрелки, на участке Пятигорск - Бештау электричка вынужденно идёт по неправильному пути, создавая враждебный маршрут более чем на полчаса. (в обратном направлении этой особенности нет). На моих фото - электропоезд ЭР9ПК-63/237 в 2006 и 2007 годах.
И в завершение темы об электричках Бештау - Железноводск видеозаписи 2006-2008 годов. К счастью, опасения, высказанные мною в заставках к ним, не оправдались - спустя много лет маршрут всё-таки восстановили, правда всего лишь 2 пары по выходным (но зато из Кисловодска). Большая часть пассажиров всё равно вынуждена ездить на маршрутках...
Канал "ПАНТОГРАФ". Материал, фотографии и видео предоставил для публикации Михаил Михайлов.
Наша группа в ВК:
ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки
Наша группа в Одноклассниках:
ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки
Другие материалы канала:
Локомотивы Приморья. Часть 3. Двухсекционные и трехсекционные "Ермаки"
Электропоезда Владивостока. Фотогалерея
Аэровагон инженера Абаковского и причем тут Тула
#транспорт #интересные места #путевые заметки #электропоезда #железная дорога
#железные дороги #поезда #железнодорожный транспорт #путешествия #поезда россии