Источник: Дарья Ситникова, StrelkaMag.
Новая инди-игра екатеринбургского разработчика Pnevmo-Capsula: Domiki отправляет геймера в атомный город, где общаются с помощью пневмопочты. Strelka Mag разобрался, как устроена постапокалиптическая вселенная квеста.
АТОМНЫЙ ГОРОД НА РЕЛЬСАХ
Запустив игру, геймер оказывается в постапокалиптической эре, которая началась из-за случившейся в 1962 году глобальной атомной катастрофы. За прошедшие с этого момента 200 лет местность, которую уцелевшим людям пришлось обживать заново, превратилась в своеобразный промышленный город на рельсах. Полуразрушенные хрущёвки соседствуют с промзонами, деревянной застройкой в традиционном стиле и диковинным самостроем, который отдельные жители возводят для работы.
Игра проходит в вымышленном городе Химиянске — это центр возникшего после катастрофы Объединённого Союзного Государства. Он поделен на несколько округов и районов, между которыми можно перемещаться на дирижабле. На территории существуют локальные железнодорожные сети и налажена почтовая система: пневмокапсулы, перемещающиеся по собственным маленьким рельсам.
Единой почтово-транспортной сети химиянцы дали название «АРС»- Автоматическая Распределительная Система. Она пришла на замену автомобилям. От последних с течением времени пришлось полностью отказаться из-за того, что катастрофа уничтожила города и страны, в которых производились машины и запчасти.
Как и в любом муниципальном образовании, в Химиянске издаётся местная газета, открыты магазины, торговые дома, сдаётся и арендуется жильё, есть больница и несколько учебных заведений, в частности государственный университет и колледж воздухоплавания. В городе расположено множество построек частного сектора — отсюда слово «домики» в названии игры.
БЕЗЛЮДНЫЙ КВЕСТ
Геймплей Pnevmo-Capsula: Domiki устроен так, что пользователь не встречает на своём пути живых персонажей и взаимодействует лишь с телеграфными и железнодорожными механизмами. Главный «агент», название которого перешло в наименование самой игры, — это автоматическая почтовая пневмокапсула. Она перемещается по локациям на электрической тяге, собирает и развозит бумажные телеграммы.
Тем не менее в игровых пространствах Pnevmo-Capsula: Domiki всегда ощущается человеческое присутствие. В маленькой слесарной мастерской, куда пневмокапсула заезжает за очередным посланием, стоит ваза с вареньем и блюдце со свежей малиной. В квартире полуразрушенной хрущёвки мы замечаем знакомые предметы советского быта 1960-х: узорчатые обои и ковёр на стене, забытые на антресолях матрас и куклу-неваляшку, отложенную про запас упаковку соды. У телеграфного аппарата автоматический почтальон забирает оставленную кем-то записку.
ПРИ ЧЁМ ТУТ ЗАКРЫТЫЕ ГОРОДА
Кроме знакомых многим реалий советского времени, в сюжет игры вплетены и менее известные феномены из прошлого. Помимо Химиянска, в Pnevmo-Capsula: Domiki звучат названия и других городов. Это Атомоянск, Ретранслятор-77, Ретранслятор-78, Новосибирск-2, Новая Арктика.
В процессе игры мы получаем мало информации о жизни этих мест, но их названия могут напомнить геймеру о появившихся в советские времена ЗАТО — закрытых автономных территориальных образованиях. Так назывались поселения, созданные вокруг засекреченных предприятий оборонной, оружейной, атомной промышленности.
Некоторые из этих городов были построены на Урале после того, как в 1940-е и 1950-е годы на территории Челябинской и Свердловской областей появились предприятия по переработке урана и очистке плутония. Среди таких поселений можно назвать Лесной (Свердловск-45), Новоуральск (Свердловск-44), Озёрск (Челябинск-40), Снежинск (Челябинск-50).
«Домики» — лишь одна из частей вселенной Pnevmo-Capsula: Domiki, поэтому мы не можем точно сказать, был ли Химиянск закрытым до катастрофы. Сам автор во вступительном слове к игре подтверждает, что референсом для создания города послужили ЗАТО.
КАК ОПОЗНАТЬ В ПОСТАПОКАЛИПТИЧЕСКОЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИЮ
Автор игры, екатеринбургский разработчик Валентин Помешкин, подчёркивает, что стремился передать в Pnevmo-Capsula: Domiki дух постсоветского пространства: «Главной идеей игры является создать атмосферу изолированного, но уютного места, которое бы игрок безошибочно определил как Россию. Места без оглядки знакомого, но то и дело наталкивающего тебя на мысли: „что-то здесь не так“».
Достигнуть этой цели Валентин смог используя типичные детали постсоветских городов. Так, проходя некоторые локации, мы замечаем, что в Химиянске нет привычным образом организованных пешеходных зон, а вагонетка пневмопочты часто проезжает над голой землёй с торчащими из неё опорами железнодорожных путей и покосившимися деревянными заборами.
МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ В АТОМНОМ ГОРОДЕ
В Химиянске нет мощных источников искусственного света, поэтому над важными для сюжета объектами горят небольшие фонари. Линии электропередач и пролегающие над землёй рельсы на некоторых участках могут быть освещены множеством небольших лампочек, напоминающих гирлянды.
Эксцентричности визуальному облику города в игре придают «авторские» постройки, возведённые жителями для рабочих и личных нужд.
Это и собранная из шпал и плацкартного сиденья будка слесаря, и металлическая цистерна, оборудованная под станцию наблюдения за приборами радиационной защиты, и перенесённая с земли прямо на ЛЭП изба местного художника-плакатиста.
Автор игры отмечает, что уделил особенное внимание дизайну полиграфии и бумажных предметов. Ему было важно выдержать ностальгический дух игры и создать локации, в которых не было бы холодных цифровых интерфейсов и неона.
Особенно интересно было наблюдать в игре плакаты в узнаваемой для большинства россиян ретростилистике, теперь провозглашающие расцвет постапокалиптического индустриального общества, достигшего иных временных пределов!
Игра уже доступна в цифровом магазине дистрибуции Steam и её можно загрузить на платформы Windows 7/8/10/11, Linux, MacOS.
2022 г.