Найти тему
Хочу всё понять!

О бедном Хармсе замолвите слово

Даниил Хармс (Ювачёв) (если кто-то знает, прошу сообщить об авторе данного шаржа, не смог найти источник)
Даниил Хармс (Ювачёв) (если кто-то знает, прошу сообщить об авторе данного шаржа, не смог найти источник)

Ох уж эта нашумевшая история с увольнением учительницы. Представляете, в 2022 году увольнять за чтение стихов антисоветских авторов!

Не представляете? Правильно делаете!

Однако, как водится в таких случаях, за накруткой эмоций вокруг хайповой темы скрывалась банальщина: не учительницу, а библиотекаря; не увольняли, а сама ушла; а ушла потому, что «не могла смотреть, как детей учат идиотизму под названием патриотизм». Да-да, хейпожорка оказалась упоротой либердой.

И не за Хармса и Введенского, а за самовольство и срыв занятия.

А посмотрите, как осторожно освещает вскрытые факты та самая "либерда".

Естественно, никаких запретов в нашей стране на свободно печатаемых Хармса или Введенского быть не может, в принципе, тем более в гимназии с углублённым изучением русского языка и литературы, где того же Хармса свободно читают младшеклассники и изучение, как минимум, Введенского должно вообще входить в программу. Скорее запретят Маяковского и Демьяна Бедного.

Что же получается:

Один такой случай произошёл в декабре - её поставили заменять урок истории. Тема урока была "Битва под Москвой", но Серафима самостоятельно сказала что-то типа "Это вы сами почитаете, это скучно и неинтересно, давайте лучше повеселее, Хармса например почитаем".

Не уверен, что про битву под Москвой правда, сама Серафима Сапрыкина утверждает, что только опубликовала ролик со чтением стихов Введенского в день памяти защитников Отечества, что само по себе немного странно, а сам урок состоялся раньше.

Сложно без доступа к программе занятий и прочей документации, свидетельских показаний всех сторон судить. Но у нас есть подробные свидетельские показания "пострадавшей"

Что Серафима возможно самостоятельно сменила тему урока мы можем узнать из её интервью. Причём интервью, данным ею вполне себе либеральным СМИ, в "честности" которых сомневаться, как бы, не принято.

От 7 февраля (Фонтанка):

— Почему темой урока стали именно обэриуты?
— Я писала диссертацию о религиозных образах в творчестве обэриутов в магистратуре философского факультета СПбГУ. Я давно в этой теме и хотела об этом рассказать детям. Но это не был какой-то отдельный урок. У меня была программа занятий. Первый урок — о поэтах Серебряного века, потом — обэриуты, потом — занятие, посвященное поэтам-стадионникам, Бродский, а в конце — современная литература. Но в этой программе, к сожалению, я дошла только до второго урока. Программа была официально утверждена и согласована с моим непосредственным руководителем, завучем по воспитательной работе Татьяной Николаевной Голербах.

От 10 февраля (Дождь):

Я решила вот с такой стороны подойти к изучению Достоевского, с которой дети еще не знакомы. И собственно, я говорила о Достоевском пол-урока и о личности капитана Лебядкина, мы читали эти стихи, очень смеялись. Таракан попал в стакан, полный мухоедства — ну это же удивительно. А потом обэриуты, такое ощущение, что будто подхватили эту традицию, я рассказывала об этом.
...
И под конец, да, мы читали стихотворение Введенского, потому что это десятиклассники, они уже там изучают Достоевского, понимаете, герои Достоевского, это же очень часто кто — убийца, Соня Мармеладова, профессию ее вспомним, Свидригайлова-педофила вспомним, и много-много другого, то есть дети к шок-контенту, который производит русская литература, вполне себе готовы.

Ох ты ж! Надо же было заранее определиться, это был запланированный урок из цикла о поэтах конца XIX - начала XX века, или отвлечение от главной темы про Ф.М, Достоевского. Ну, это как бы совсем противоположные вещи, и свидетельствуют о поиске нашей дамой наиболее правдоподобного обьяснения своему косяку по отходу от школьной программы. Потому что проверить, был или не был целый курс о поэтах конца XIX - начала XX века легко, а обвинить в привлечении обэриутов к рассказу о творчестве Достоевского уже сложно.

О том, что дама "придумывает" (не будем говорить, что врёт до решения суда) свидетельствует её рассказ об автобиографии, где забыть или перепутать события последнего полугодия очень сложно.

От 7 февраля (Фонтанка):

— Как долго вы работали в 168-й школе?
— Я устроилась туда в конце августа 2021 года. Школа искала заведующего библиотекой, они увидели мое резюме на рекрутинговом сайте, и оно им понравилось. Директор позвонила мне и сказала, что школа очень во мне заинтересована. На собеседовании она объяснила, что у них провисает литературный сектор и занятия по внеклассному чтению, которые я могла бы проводить как заведующая библиотекой, очень нужны. Когда я пришла устраиваться на работу, оказалось, что без библиотечного опыта или библиотечного образования взять меня на ставку заведующей нельзя. Тогда меня приняли как педагога-организатора и добавили 0,25 ставки библиотекаря.

От 10 февраля (Дождь):

- Депутат Боярский, если я не ошибаюсь, выступил почти сразу после вашего поста с разоблачительным сообщением, что вы не педагог, а библиотекарь, я запомнила.
- Вот это да, представляете! Я же написала, что я педагог-организатор. Какой я библиотекарь, у меня нет библиотечного образования, я не была заведующей библиотекой, 0,25 ставки библиотекаря это мне директор прибавила, чтобы я могла литературной какой-то деятельностью заниматься на самом деле.

Ой, как же так? Только что была фактическим заведующим библиотекой без образования и формально педагогом-организатором, и за три дня стала педагогом-организатором с дополнительной ставкой библиотекаря.

Надо тщательнее готовиться и не менять показания на ходу, а то палево.

Но может быть мы посмотрим на моральный облик борца с 1937 годом в стране с победившим антисталинизмом.

От 7 февраля (Север.Реалии):

– И все-таки вы уволились.
– Я больше не хотела дышать этим воздухом. И не хотела больше смотреть на этих прекрасных детей, которых учат этому идиотизму под названием патриотизм, где они говорят, что эти поэты – враги.

Вот так, мы с вами занимаемся идиотизмом, если любим свою Родину и желаем ей развития и процветания людям, её населяющим, если мы готовы защищать свою Родину. А что тогда не идиотизм?

А вот что:

От 7 февраля (Фонтанка):

А больше всего на свете я хотела бы работать в «Мемориале»* (организация, признанная Минюстом РФ НКО-иноагентом, ликвидирована решением Верховного суда РФ в декабре 2021 года. — Прим. ред.), чтобы память о репрессированных людях не терялась. Но «Мемориала»* больше нет.

От 7 февраля (Север.Реалии):

Я бы хотела работать в "Мемориале", но его закрыли. Мне бы найти что-то вроде "Мемориала", я пошла бы хоть волонтером без денег.

Удивляет ли вас, что в интервью от 10 февраля нет упоминания о "Мемориале"? Меня нет. Видимо, подсказали не палиться.

А вот высказывания о директоре из комментариев под постом:

"Старая тупая м*азь", "провонявшая нафталином маразматичка", "Старую клячу на пенсию 8000, пускай радуется", "у этой бабки Светланы уже глубокий старческий маразм", - вот не самые крепкие высказывания в адрес "карги".
Пост Серафимы пробил некое общественное дно. В основном ругань касалась возраста "старухи", а эйджизм вылился в пожелания. Пожилого человека предлагалось "гнать ссаными тряпками", прозвучал призыв "на фонарь" и более сильные высказывания, вроде: "Это не женщина. Это не человек. Вешать. Как вешал ее фюрер Сталин".

В том числе самой Серафимы:

"Она постоянно забывается, ничего не помнит. Не ставлю диагнозов, но по слухам у неё Альцгеймер. Мне было жалко её. А теперь не жалко".
"Учителя там хорошие, но все кровожадно мечтают о её почётной кончине. Так как иначе она не уйдёт".
"Я хочу, чтобы эта старуха вывалилась из окна, прости Господи".
Скриншот со страницы комментариев поста Сапрыкиной
Скриншот со страницы комментариев поста Сапрыкиной

Весьма либерально, не находите?

Что интересно, первое интервью было взято 7 февраля, на следующий день после поста, Лента радостно опубликовала сведения Сапрыкиной как новость уже 6 февраля, целый депутат заксобрания Петербурга Борис Вишневский начал 7 февраля дёргать Комитет по образованию, и Министерство просвещения и Администрация президента РФ были вынуждены отреагировать уже 7 февраля. Падазрительна!

Хотел бы я знать, что такого надо сделать, чтобы на мой (не публичного лица) пост отреагировал Песков прямо на следующий день.

Теперь та же "Фонтанка" использует осторожные выражения:

О педагоге-организаторе из гимназии № 168 Серафиме Сапрыкиной стало известно после её эмоционального поста в Facebook о стихах Хармса и Введенского и близости «нового 37-го». Позже выяснилось, что у Сапрыкиной есть судимость, из-за чего она не может работать с детьми.

Так-так-так, а что это у нас? Непогашенная судимость?

Пресс-служба судов Волгоградской области подтвердила, что в декабре 2008 года Сапрыкину, которая на тот момент была Симой Казимовой, приговорили к двум годам условно с испытательным сроком на шесть месяцев. На одной из вечеринок девушка отдыхала в компании друзей и у неё произошёл конфликт со знакомым С., который ударил её. В ходе драки Казимова взяла со стола кухонный нож и дважды ударила им С., причинив тяжкий вред здоровью последнего.

Тяжкий вред это вам не порез, это реанимация. Вот только выжимка по тяжкому вреду от ножевых ударов:

6.1.1. рана головы (волосистой части, века и окологлазничной области, носа, уха, щеки и височно-нижнечелюстной области, других областей головы), проникающая в полость черепа, в том числе без повреждения головного мозга;
6.1.4. рана шеи, проникающая в просвет глотки или гортани, или шейного отдела трахеи, или шейного отдела пищевода; ранение щитовидной железы;
6.1.9. рана грудной клетки, проникающая в плевральную полость или в полость перикарда, или в клетчатку средостения, в том числе без повреждения внутренних органов;
6.1.15. рана живота, проникающая в брюшную полость, в том числе без повреждения внутренних органов;
6.1.17. рана нижней части спины и (или) таза, проникающая в забрюшинное пространство, с повреждением органов забрюшинного пространства: почки или надпочечника, или мочеточника, или поджелудочной железы, или нисходящей и горизонтальной части двенадцатиперстной кишки, или восходящей и нисходящей ободочной кишки;

Что же мы имеем в итоге? Что мать-одиночка с некоторыми психическими особенностями, в целях якобы борьбы против повторения 1937 года, написала ложный донос на престарелого директора школы, организовав травлю человека за его предполагаемые политические убеждения. Чем, фактически, приблизив повторение, только не 1937, а 1933 года.

При чём тут Хармс?

В целом не при чём. Хотя версию изложить можно. Хармсу как минимум приписано несколько весьма неудобных заявлений, пораженческого характера, вплоть до признания, что, получив оружие для защиты Ленинграда, будет стрелять в своих же. Я хотел описать подробно всю историю с Хармсом и Введенским, но уже и так много букв, отложим на потом.

Так что я могу себе представить ситуацию, в которой Серафиме строго попеняли на то, что она, вместо битвы за Москву, рассказывала детям о человеке, который два раза косил от армии, притворяясь сумасшедшим. Хотя, может быть и не притворялся.

И даже если рассматривать вопрос о реабилитации Хармса и фразе "в те годы реабилитировали всех подряд", то и это правда. Хармса невозможно было реабилитировать, он не был ни репрессирован, ни даже осуждён. Его поместили в психиатрическую клинику, на фоне его предыдущей медицинской истории и неадекватного текущего поведения.

И чтобы понять этих людей, поскольку Хармс умер слишком рано и не успел проявить себя, почитаем воспоминания его вдовы, Марины Малич, в которых она раскрылась по полной, даже не представляя, как она выдаёт себя и всю богемную тусовку, как того времени, так и нынешнего:

Немцам нужно было уходить. Меня забрали и заставили работать в походной кухне.
...
Там они отбирали рабочую силу в Германию, главным образом молодых людей. Я не сопротивлялась. Я подумала: «Жить в России я больше не хочу…» На меня нахлынула страшная ненависть к русским, ко всему советскому. Вся моя жизнь была скомкана, растоптана. Мне надоело это русское хамье, попрание человека. И я сказала себе: «Все равно как будет, так будет…»

И эти мысли родились в голове этой женщины после описанной ею же истории:

Минула неделя, другая, и прошел слух, что ищут евреев. Они выдергивали их из домов, определяли по лицу, по фамилиям… Всех евреев собрали и заставили рыть ров Только евреев.
И скоро, в ту же ночь, стало ясно, что они копали этот ров для себя. Я помню еврейскую семью из трех человек: отец, мать и девочка. Они бежали откуда-то, куда пришли немцы, и вот остались здесь… Я не помню, сколько эвакуированных евреев было в этом совхозе, — может быть, десять, двадцать человек, а может, больше. Кое-кто до прихода немцев все-таки успел уйти.
...
Картину, которую я увидела на следующий день, я никогда не забуду. Никогда! Никогда! Они расстреляли всех евреев! И эту молодую, полную жизни девушку, Сарру.

Забудет или не забудет гражданка Малич?

Немцы в этой деревне менялись: одни части уходили, другие приходили. Новые были гораздо мягче, уже не было того ужаса, который устроили первые вошедшие в деревню.

Ну, это же совсем другое дело.

Меня допрашивал помощник, приятный мужчина, хорошо одетый. Я поняла, что он из белых офицеров. Так я думаю, — может быть, ошибаюсь. В нем чувствовалась ненависть к большевикам, вообще к советской власти.
Он меня допрашивал, из какой я семьи, кто мои родители, откуда я…
И потом сказал:
— Вас больше не будут беспокоить, вы можете оставаться здесь сколько хотите…
Я продолжала там жить, и был случай, что меня даже пригласили на какой-то их вечер. Но я еле говорила по-немецки и почти ничего не понимала из того, что говорят.

Что она хотела не забыть? Не помню.

Вскоре меня подарили другому хозяину, — вернее, хозяйке, у которой я должна была делать всё: и на кухне, и уборку…
Ее дом был недалеко от Берлина, в Потсдаме.
Это была громадного роста тетка, грубая, страшно властная, с вечно красным лицом, которое всё шло пятнами.
У меня была в доме комната, маленькая, для прислуги. В ней хорошая кровать, стол, всё чисто, аккуратно.

Вы не понимаете, это другое. Там попрание человека, тут цивилизация.

Однажды я что-то делала по хозяйству и порезала себе палец. Я перевязала его, но пользоваться рукой уже так свободно не могла. А мне предстояло мыть в доме окна. Я говорю хозяйке:
— Мне очень больно, я не могу сейчас мыть окна.
Она зло посмотрела на меня, будто я была виновата в том, что порезала палец, и сказала:
— Ничего — вымоешь! И это и следующее…
И я сказала:
— Яволь

Так вот, оказывается, как надо было вести себя с никогда не работавшей, мотавшейся как некая субстанция в проруби, дворянкой (дед по матери князь Алексей Львович Голицын), чтобы она не считала никого хамьём и не рыдала над попранием человека. Вот чего не хватало Советской власти для того, чтобы "интеллигенция", а по факту богема, признала Советскую власть - быть для них хозяином.

Легко обозвать хамом и лентяем человека, который тебя кормит, а вот хозяйку обругать, даже задним числом, в безопасности - ни-ни, максимум назвать злой.

Таковы все они, им лучше быть рабом или продажной сволочью при хозяине, чем полноправным членом общества равных. Неудивительно, что Серафима видит свой идеал в Хармсе и Введенском, а не в Шварце и Липавском, тоже обэруитах.

Не могу больше, весь киплю.