Найти тему
Рязанские ведомости

Резьбой Евгений Широчкин увлекается больше двадцати лет

Лед под бензопилой не скрипит и не трескается. Льдинки вихрем разлетаются вокруг, припорашивая и мастера, и собравшуюся публику. Через несколько десятков томительных, хотя и зрелищных минут на импровизированном постаменте возникают очертания дивной птицы.

Царевна-Лебедь из льда для Евгения Широчкина – скульптура не самая сложная. Хотя, глядя на нее, поверишь в это с трудом. Сам художник объясняет выбор фигуры для мастер-класса кратко:

– Тут и трон царский, и избушка ледяная, и звери лесные. Одним словом, – сказка. А как в ней без царской птицы?

-2

Фестивальный лед

С Евгением Широчкиным я познакомилась на фестивале ледовых скульптур в спасском селе Орехово в середине января. Его мастер-класс стал одной из центральных площадок фестиваля для детей и взрослых. Но «Наше Орехово» – далеко не первый фестиваль, в котором участвует Евгений.

– Резьбой по льду я занимаюсь лет пять, – рассказывает мастер. – Десять дней назад вернулся с фестиваля «Череповец. Ледяная фантазия». Состязались шестнадцать команд, по два человека в каждой, со всей России. Мы выступали с Сергеем Бобковым из Тулы. Команду назвали «Бобры» (Рязань – Тула) и представили на суд жюри «Легенду о чудесном сиянии». В основе сюжета – легенда о возникновении Череповца. А именно – фрагмент о чудесном сиянии, явленном инокам Афанасию и Феодосию во время их плавания их по реке Шексне. В окрестностях той местности иноки основали Воскресенский монастырь, вокруг которого и вырос позднее город Череповец.

-3

Призового места нашу скульптуру не удостоили. Но зрителям она понравилась. Плюс светильники очень точно оказались установлены в том месте, где нам по жребию досталась территория для творчества. Они словно передавали настроение чуда: для льда подсветка очень важна. Участие в таких фестивалях само по себе очень ценно. Ведь это прежде всего творческие встречи и общение с единомышленниками, обмен опытом, находками и приемами, возможность получить новые впечатления и познакомиться с новыми друзьями. Поверьте, в нашем деле без всего этого зачахнешь!

Разговор о ледовых скульптурах Евгений готов продолжать без устали, ведь лед, по его мнению, из тех материалов, которые понятны и близки самому человеку. Вода, хоть и в твердом состоянии, – родственная человеческому организму среда. Она же, как известно, и природная стихия. Вот почему, наверное, работа со льдом для Евгения – еще и отличный способ релаксации. Лед – материал податливый, он легко обрабатывается, признается мастер. И дает для импровизации полный простор.

-4

Когда в том же селе Орехово недавно проходили Дни Окского заповедника, Евгений с товарищем создали целую группу ледовых скульптур животных – главных обитателей этой охраняемой природной территории.

– Кому-то сова больше понравилась, кому-то – зубр, другим – бобер или змея, – вспоминает Евгений. – Это дело вкуса, конечно. Главное, что люди вспоминали о родной природе, той местности, где выросли и живут.

А еще художник заметил особый интерес людей к мастер-классам. Если готовыми работами зрители любуются или спорят о достоинствах и недостатках, то во время мастер-класса взрослые и дети буквально замирают, следя за процессом, он их почти завораживает…

Я слушаю мастера и думаю: отвлечь современного человека от экрана гаджета даже на полчаса и переключить его внимание на ручную в прямом и переносном смыслах работу – задача практически невыполнимая. И то, что люди смотрят на процесс рождения ледовой скульптуры, позабыв обо всем на свете, – свидетельство настоящего таланта и мастерства художника.

-5

Мореный дуб и древо жизни

Когда я оказалась в мастерской Евгения Широчкина, а живет и работает он в поселке Варские под Рязанью, то попала в мир причудливых поделок из дерева. Готовые работы и почти сделанные рассказали о мастере больше его самого. Оно и закономерно: настоящий мастер всегда говорит о себе миру своими творениями.

– Дерево – живое, оно теплое. И даже срезанное, хранит тепло жизни в себе, – говорит Евгений, пока я рассматриваю эти его работы. И мне враз становятся понятны все рыже-золотистые оттенки древесины вокруг. А мастер уже достает с полки небольшой черный брусок и подает его мне:
– Мореный дуб со дна мордовских рек, держали его когда-нибудь в руках?
Я только отрицательно машу головой в ответ, а Евгений продолжает:
– Его возраст никак не меньше тысячи лет…

Я не успеваю задуматься о текучести времени и краткости нашей жизни: мастер уже рассказывает мне о специальной таблице градаций цвета такой древесины. А я интересуюсь, все еще держа кусок тысячелетнего дерева в руках:

– Это тоже заготовка для вашей будущей поделки?

– Не знаю пока, – слышу в ответ. – Мне в дереве всегда неровности всякие, сучки и шероховатости интересны. Они подсказывают мне ход мысли и направление работы.

– Вот, например, эта ваза-сапог, – Евгений берет с полки деревянное изделие (или произведение искусства – затрудняюсь точно определить). – Изначально это – яблоневая коряга, знакомый мне ее отдал. Я поработал – вышел сапог вот такой старинный, с пряжкой и высоким голенищем…
Как рождается сюжет и силуэт будущей работы, если это не мебель или разделочная доска на заказ, – загадка часто и для самого автора. Но завесу процесса создания «из ничего чего-то» Евгений Широчкин все же приоткрыл:

– Очень важно – влюбиться в процесс, и тогда в любом случае будет результат. Какой – по факту станет ясно. Но он обязательно случится.

Не менее важное умение для художника – смотреть и наблюдать.

– После того как на международном фестивале «Лукоморье» в Ангарске я увидел, как работает мастер из Братска, я осознал: в искусстве, творчестве то есть, нельзя «пахотой брать». Важнее бывает внимательно посмотреть, подумать и увидеть.

– Отсечь все лишнее? – не удержалась я от общей фразы. Но Евгения она не смутила:

– Именно! – подхватил он. И рассказал о том, как этот мастер из здоровенного бревна сумел за три дня (а давали десять) сделать работу, которой жюри по итогам фестиваля присудило призовое место. Он закрепил это бревно вертикально, «вытащил» из корневища руки, а из них вывел цветок, лепестками которого стали взявшиеся, как в хороводе, за руки дети.

-6

На здоровье!

Резьбой по дереву Евгений Широчкин увлекается больше двадцати лет. Для него это и источник стабильного заработка, и поле для творческого самовыражения.

– Знаете, что в словах «здравие», «здоровье» корень «древо»? – этим вопросом Евгений повернул наш разговор в философско-лингвистическое русло. – И что желая человеку здоровья, мы желаем ему быть «с древом», то есть быть полноценным, самодостаточным – с корнями, нашим предками, с кроной – детьми, ну и ввысь стремиться …

– К внукам? – продолжаю я аналогию мастера.

– Это как сами знаете, – подытоживает нашу встречу Евгений. – У каждого своя вершина.

И путь к ней – длиною в жизнь.

Людмила Трухина
Фото автора, из личного архива Е. Широчкина и с личной страницы Алексея Шабурова «ВКонтакте»

Друзья! Уважаемые читатели "Рязанских ведомостей"! Присоединяйтесь к нашему каналу) Подписывайтесь! Ставьте лайки!

Еще больше новостей и интересных материалов вы найдете на сайте https://rv-ryazan.ru/

Другие материалы Людмилы Трухиной вы найдете здесь.

#рязанские ведомости #рязань #новости #туризм #ледяные скульптуры #художник #резьба по дереву #творчество #куда поехать на выходные #отдыхаем дома