Найти тему
Рязанские ведомости

Приключения автомобиля

«Железные кони» давно из предмета передвижения, а потом и роскоши, превратились в «членов семей» автолюбителей. Именно так относятся к четырехколесному транспорту его владельцы. Конечно, не все, но большинство.

Появление машины воспринимается как прибавление в семействе. Новый обитатель хоть и «кушает хорошо», требует дорогого бензина, ремонта, запчастей, но, с другой стороны, и работает так, что уровень жизни владельцев ощутимо приподнимается, а возможности расширяются. Но с машиной может случиться беда. И нужно знать, как правильно ее обойти или, в случае необходимости, суметь «вылечить» свою пострадавшую «ласточку». И речь идет не о ДТП, а о совершенно неожиданных приключениях, в которые может попасть автомобиль по вине опять же неожиданных людей. Оберегает имущество в таких случаях закон о защите прав потребителей. Но не все автовладельцы знают, как его применять. А мы расскажем.

Снег нападает

Многие жители города Рязани обращают внимание на то, что качество уборки снега в областном центре находится, мягко говоря, на не слишком высоком уровне. И дело даже не в дорогах, а в состоянии дворов. Во многие из них ни дворник с лопатой, ни экскаватор с ковшом всю зиму не заходили. По крайней мере такое создается впечатление. Еще интереснее картина на крышах, с которых регулярно в период оттепели сходят миниатюрные альпийские лавины снежного наста, а иногда и кое-что похуже. К примеру, при плюсовой температуре на двускатных крышах накопившийся снег подтаивает и превращается в многометровые сосульки, свисающие с края кровли и как бы высматривающие себе жертву. Никакая русская рулетка не сравнится с игрой под названием «кому достанется удар острым льдом по голове или крыше авто». Игра азартная, а главное, принудительная. Люди выходят на улицу и, образно говоря, сразу же входят в казино, где ставки делаются на жизнь, здоровье и самое дорогое имущество.

И вот случается происшествие. Ледяная махина во дворе может запросто не только поломать пластиковый бампер, но даже оторвать защиту двигателя, пробить картер, нанести ущерб трансмиссии. Упавшая сосулька запросто входит в салон современных автомобилей, сделанных из тонкого железа, то же самое касается капотов. И во втором случае ремонт может быть даже дороже, с учетом повреждения агрегатов. Кто же виноват?

Правилами эксплуатации имущества многоквартирного дома определен состав этого имущества: прилегающая территория, спортивные площадки, парковки и прочее. За поддержание всего этого в должном виде платят собственники квартир каждый месяц. Графа «за содержание общедомового имущества» в счетах исправно мелькает каждый месяц. Если на территории земельного участка, который не убирается, что-то произошло с автомобилем, или с пешеходом, то сразу же возникает право требовать компенсации ущерба у виновных лиц. Ими являются представители той организации, которая, получая деньги, ничего не сделала в зимний период для расчистки территории. Это ЖЭУ или ТСЖ. Для определения ущерба следует сохранять все чеки и счета. Желательно, чтобы на них стояла печать. Это касается медикаментов, средств реабилитации. Все это называется вынужденными убытками, связанными с тем, что человек пострадал из-за оказания некачественных услуг по уборке снега и льда. Казалось бы – очевидные вещи, но юридические определения нужно знать назубок.

Если от зимнего бардака пострадал автомобиль, то нужно провести независимую автотехническую, либо оценочную, либо товароведческую экспертизу, которая определит размер ущерба официально. Этим занимаются лицензированные эксперты, которые несут персональную ответственность за точность и непредвзятость своих выводов, а заодно выступают в суде. Но перед этим надо зафиксировать само происшествие. Это могут сделать любые свидетели. А если их нет, то надо просто вызвать полицию, которая составит протокол. Это нормальная практика. В протоколе обязательно указывается суть происшествия, видимые причины и самое главное – место, где все произошло.

После сбора всех документов, виновной стороне дается возможность в течение 10 дней компенсировать убытки пострадавшего в добровольном досудебном порядке. А если этого не произошло, суд выигрывается гарантированно. В делах такого рода, если сумма претензий не превышает миллиона рублей, истец освобождается от уплаты судебной пошлины. Неважно, где зарегистрирована виновная управляющая компания или ТСЖ. Потребитель обращается в суд по месту именно своей регистрации. По суду взыскивается материальный и моральный ущерб, а также все расходы на платную независимую экспертизу. А еще потом суд назначает дополнительный штраф в размере 50% от всех ранее начисленных сумм за отказ ответчика решить вопрос в досудебном порядке. И вот поэтому не всегда дело доходит до суда, ситуация упрощается.

Если машину недоделали

Автомобиль – дорогостоящий товар длительного пользования. А для многих владельцев это целая эпоха в жизни, которая начинается либо с длительного откладывания денег на такую покупку, либо с увесистого кредита. И тем обиднее вместо машины получить нечто бракованное. Яркий пример: рязанец купил авто, которое ехало, светило фарами и радовало до тех пор, пока не начало линять. С него посыпалась краска во всех местах сразу. Оказалось, что машину перед покраской не загрунтовали. И допустил это завод-производитель.

– Я советую в таких случаях сразу же обращаться с претензией именно к заводу-изготовителю. Поскольку длительная переписка с автосалонами на практике ни к чему не приводит, – говорит председатель рязанской единой ассоциации защиты прав потребителей «Человек» Олег Попов. – В случае с автомобилем без грунтовки, как его могли выпустить таким с конвейера, неизвестно. Но это зафиксированный факт.

Заводу-изготовителю была предъявлена претензия после проведения независимой экспертизы. Вся эта история, кстати, произошла, пока действовал гарантийный период. Завод проигнорировал требования, а затем даже ответил, что не признает никаких сторонних экспертиз, кроме своей собственной. И вообще, из ответа следовало, что виноват всегда потребитель, то есть клиент, а производитель принципиально непогрешим. Такие на производстве догматы промышленной веры в себя. И вот все свелось к суду. Представители завода были настолько уверены в себе, что на каждую повестку на заседание рязанского суда присылали официальную телеграмму с просьбой рассмотреть иск в их отсутствие. Пока длился суд, стоимость конкретной модели автомобиля в продаже возросла. А это привело к пересмотру требований иска в большую сторону. Это предусмотрено статьей 24 закона о защите прав потребителей, где сказано, что если товар, на момент расторжения договора стал дороже, то возникает право требовать именно увеличенную стоимость в качестве компенсации за товар, пришедший в негодность не по вине потребителя, а продавца. Прежняя стоимость, уплаченная пострадавшим потребителем и подтвержденная договором и чеком, в таком случае игнорируется. Суд по облезлому автомобилю был выигран. Все компенсации от завода по исполнительным листам получены, в том числе и тот самый 50-процентый штраф, который составил аж 500 тыс. рублей.

И даже это не исчерпало историю до конца. Дело в том, что с момента предъявления досудебных требований и до вступления в силу решения суда прошло много времени. Возникает логичный вопрос: а можно ли взыскать неустойку за этот период, то есть пени? Да, можно, потому что изначально срок возврата средств за некачественный товар составляет 10 дней. И вот эта самая неустойка по делу о незагрунтованном автомобиле составила дополнительно еще более 600 тыс. рублей. Заплатил ли автозавод эти деньги потребителю добровольно? Конечно же, нет! И был второй суд, и выигран он был, и по второму исполнительному листу автопроизводитель заплатил не только неустойку, но еще и моральную компенсацию за длительное ожидание в пользу пострадавшего потребителя, и тот самый штраф в 50% снова, а это еще 300 тыс. рублей. Урок этой истории такой: надо знать законы, пользоваться ими, никогда не сдаваться, а самое главное, доводить дело до конца.

Михаил Скрипников
Рисунок Павла Соловцова

Друзья! Уважаемые читатели "Рязанских ведомостей"! Присоединяйтесь к нашему каналу) Подписывайтесь на канал) Ставьте лайк!

Еще больше новостей и интересных материалов вы найдете на сайте https://rv-ryazan.ru/

Другие материалы Михаила СКрипникова из рубрики АЗБУКА ПОТРЕБИТЕЛЯ ищите ТУТ.

#рязанские ведомости #хочу все знать #автолюбителям #как бороться с ЖКХ #рязань #зима холода #защита прав потребителей #на заметку #имею право #закон и порядок