Итак, позади остался первый день военной компании, который одновременно явился первым же её этапом, чётко обозначившим неизбежный итог конфликта - безусловное военное поражение Украины.
Уже сейчас начал раскрываться оперативный замысел российского Генштаба, который судя по всему заключается в рассечении территории Украины (а вместе с ней и всех украинских вооруженных формирований) на несколько крупных районов, их блокирование, образование т.н. "котлов" с их последующей ликвидацией. Для этого наступающие силы сведены в четыре группы войск - условно харьковскую, донецкую, киевскую и крымскую.
Операция во многом проводится по натовским лекалам, опробованным в операциях в Афганистане и Ираке. Наземному вторжению предшествовал массированный удар крылатыми ракетами типа "Калибр" с кораблей ВМФ и типа Х-555 и Х-101 с самолетов дальней авиации ВКС. По по ряду целей удары наносились аэробаллистическими ракетами из состава дивизионов ОТРК "Искандер-М". По оценкам Пентагона (которые на мой взгляд возможно даже занижены) в течение суток ВС РФ применили более 100 единиц такого ракетного вооружения. Результатом этого стал полный паралич боевого управления от уровня командования бригадного звена и выше, прекращение существования ПВО как организованной боевой структуры, а ВМС - как вида вооруженных сил.
На первых же брифингах Минобороны РФ к успехам столь массированного ракетного удара начали приписывать и ликвидацию ВВС Украины, что по-моему мнению должно было быть одной из ключевых задач при его планировании и осуществлении. Немногочисленный и недостаточно боеготовый парк летательных аппаратов ВСУ размещенный на нескольких ключевых авиабазах являлся довольно легкой мишенью. Однако судя по видеосъемкам, распространяемым в Сети, по состоянию на середину дня отдельные звенья истребителей (МиГ-29) и штурмовиков (Су-25) из состава бригад тактической авиации были замечены в воздухе в Киевской и Херсонской области. Данные из итогового на 24 февраля брифинга Минобороны РФ о сбитии нескольких Су-27 и Су-24 свидетельствуют о том, что уцелели также и эти виды боевых самолетов.
Без сомнения, даже несколько боеспособных истребителей представляют серьезную угрозу для столь масштабно проводимых со стороны ВС РФ десантных операций, несмотря на неоспоримое превосходство ВКС в воздухе. Представляется, что командование российской группировки должно первоочередных образом ликвидировать все стоящие на вооружении ВСУ боевые самолеты и вертолеты, которые все ещё оказывают серьезное влияние на ход боевых действий.
Столкнулись с рядом проблем и сухопутные подразделения российской армии. Несмотря на повальное нежелание многих частей ВСУ воевать и добровольную сдачу их в плен, на ряде направлений ВС РФ встретили достаточно ожесточенное сопротивление. В первую очередь стоит отметить Харьков, где судя по публикуемым видео и фотосъемкам была отбита как минимум одна серьезная атака неизвестного мотострелкового подразделения российской армии. По состоянию на конец дня город был блокирован, заняты его пригороды, но в центр пока удерживается украинскими войсками. Сосредоточение под Харьковом ряда боеспособных и неплохо обученных частей ВСУ позволяет говорить о нём с позиции "шверпункта", без взятия и ликвидации которого дальнейшие действия всей харьковской группировки невозможны. Непростая обстановка складывается и в районе аэропорта Гостомель, который был захвачен сегодня частями спецназ (СпН) и ВДВ РФ. Предпринимаемые попытки украинских нацгвардейцев контратаковать данный критический важный транспортный узел пока безуспешны. Однако по всей видимости такие попытки будут предприниматься и дальше.
Неизбежная оперативная пауза с наступлением ночи будет использоваться обеими сторонами для перегруппировки сил и подтягивания резервов на наиболее важные направления. Однако нельзя не заметить, что силы, которыми располагают обе противоборствующие стороны недостаточны для достижения поставленных ими целей: у России - для захвата и временного удержания хотя бы половины территории Украины, у ВСУ - для выстраивания хоть какой-нибудь внятной линии обороны на острие наступающих войсковых групп. Успешность действия той или иной стороны теперь во многом будет зависеть и от способности восполнить потери и сосредоточить резервы на ключевых направлениях.
Отдельно стоит отметить очень активные информационно-психологические операции, проводимые Минобороны РФ по поддержанию боевого духа собственных сил и деморализации противника. Все внимание концентрируется на причиненном (и в самом деле весьма внушительном) ущербе украинской армии практически без упоминания собственных потерь. В то же время, объективности ради, ощутимый ущерб наносится и российской армии. Говорить о каких-либо точных цифрах не приходится, ибо "туман войны" пока слишком густой. Но как представляется, ситуация по потерям неизбежно прояснится в течение самого ближайшего времени.
В целом, при текущем развитии событий активная фаза операции может быть завершена в течение 2-3 дней. В случае более серьёзного сопротивления со стороны ВСУ - в пределах одной недели. Однако что делать после разгрома украинских вооруженных формирований, судя по всему, не представляет ни политическое, ни военное руководство России.
Автор при написании публикаций использует данные исключительно из открытых источников, выражает собственное оценочное мнение относительное рассматриваемых в статьях ситуации и делает это по личной инициативе, не обусловленной оплатой от иностранных источников.