Найти тему
Неизвестная Московия

Разгадки 101 км. или некая зона отчуждения

Памятный знак «101 километр» Тарусский район Калужской области CC BY-SA 4.0
Памятный знак «101 километр» Тарусский район Калужской области CC BY-SA 4.0

Некогда 101 км звучал достаточно зловеще и им пугали тех, кто не хотел работать и много пил. Советская система предпочитала удалять из Москвы таких людей. Некоторые их называли лишенцами. Это была своего рода мера социальной защиты, чтобы снизить количество криминального элемента на улицах Москвы, и чтобы народ не лицезрел подобные примеры. Однако это придумали вовсе не коммунисты. Они просто переняли подобную практику у царской России, где было такое понятие как ссылка. Например, такое выражение, как «загнать за можай» означает — лишить права советского человека жить в столичном регионе. Сейчас про это не говорят и не вспоминают. Наверное потому, что это печальная страница истории.

Обратимся к беспристрастной википедии.

В годы политических репрессий на 101-й километр и далее отправляли членов семей репрессированных по ст. 58 УК РСФСР. Позднее подобной высылке подвергались, главным образом, не работавшие граждане (тунеядцы), диссидентырецидивисты и осуждённые по особо тяжким статьям УК РСФСР. В 1953 году эту территорию серьёзно пополнили амнистированные. Туда же во время Олимпиады-80 выселяли всех неблагонадёжных.

На 101-м километре от Москвы расположены Александров и Петушки (Владимирская область), Балабаново и Белоусово (Калужская область), Егорьевск, Коломна, Шатура, Орехово-Зуево, Зарайск, Волоколамск, Можайск, Руза, Дубна, Талдом, Ступино (Московская область). 101 километр трактовался не строго геометрически в виде круга радиусом 100 км с центром на Красной площади, а в виде перечня населённых пунктов, ближе которых селиться было запрещено. При этом, например, до Балабанова от Красной площади всего 86 км, в то время как от Петушков — 117.

Не надо искать логики в действиях советской власти, которая выбрала 101 км. в качестве некой границы. На электричке до столицы каких-то 2 часа времени. Вместе с тем изрядное количество людей было вынуждено селиться и жить там. Вместе с собой они иногда приносили порядки и традиции из мест лишения свободы и естественно были недовольны своей вынужденной ссылкой. При этом надо полагать, что появление таких людей и расселение их в обозначенных границах не могли не сказаться на криминогенной обстановке в местах проживания этих людей.

Сложно сказать, насколько эти меры повлияли на криминальную ситуацию в столице и почему людей не перевоспитывали, а просто высылали. При этом надо полагать, что бывшие городские жители не могли не создать местную субкультуру и этот феномен надо изучать. Однако никакого интереса особого к этой теме нет, хотя это можно воспринимать как полноценное поражение в правах. Это как некая гипертрофированная колония-поселение, с одним единственным ограничением без срока заключения.

Сейчас эти края преобразились. Сказывается приток населения из регионов, которые работают в Москве, но живут в Подмосковье. Но если вы хотите посмотреть как живут сейчас там люди, то прокатитесь на электричке «Москва — Вековка» или «Москва — Петушки». Начните свои путевые заметки прямо в электричке.