Найти тему

«Лично я начал бы с Куйбышевского кольца»

Оглавление

Архитектор Г. Пономарёв знает, как преобразить Симферополь

В середине XIX века немецкий теоретик искусства Фридрих Шеллинг подметил, что архитектура — словно застывшая музыка. Фраза сразу стала крылатой, и мы её оспаривать не станем. Просто не стоит забывать, что музыка, как и архитектура, многолика. Есть времена, когда восторгаются Карузо, а есть — когда Киркоровым. И попробуй докажи фанатам каждого их субъективность! Так и в архитектуре. Архитекторы на острие критики, и нередко за дело.

Г. Пономарёв
Г. Пономарёв

Наш стиль уже копируют!

Герой нашего рассказа — архитектор Геннадий Пономарёв. Быть под стрелами критики — его нормальное состояние. Он выслушивает каждое мнение, но продолжает торить свой путь; работать, основываясь на знаниях, полученных в Московском архитектурном институте, и жизненном опыте, почерпнутом из полувекового пребывания в профессии. Геннадий Сергеевич — главный архитектор многочисленных проектов, в том числе в Симферополе: ландшафтных (пруды на набережной Салгира); реконструкции зданий и сооружений (благоустройство улиц Карла Маркса и Пушкина); планировочных (центральная часть города и застройка пригородных территорий); многоэтажных жилых зданий на центральных улицах. Мне в газетных публикациях не раз доводилось полемизировать с Пономарёвым, и вот теперь судьба вновь свела нас лицом к лицу. Разговор многое расставил по своим местам, хотя некоторые нюансы (например, застройка зон отдыха) мне не по душе до сих пор. А кое с чем можно и согласиться.

— Геннадий Сергеевич, идея вымостить часть улиц Пушкина и Карла Маркса разноцветной брусчаткой принадлежит вам. Она напоминает мне колер плитки в некоем общественном гигиеническом заведении. Почему вы придумали именно этот вариант?

— Мы решили часть этих улиц сделать полностью пешеходными, даже убрали бордюры. Конечно, можно было бы вымостить обычной серой брусчаткой. И что получилось бы? Серое небо, дождь, серое покрытие… Тоска и скука! А цветная плитка похожа на пёстрый южный ковёр, — привёл свои резоны мастер. — Радует глаз. Особенно после дождя. Это не моё know-how. Подобное мощение успешно применяется в Португалии, Испании, других странах. И наши посвежевшие улицы очень нравятся приезжим. Цветная брусчатка стала своеобразной крымской достопримечательностью. Некоторые российские города на материке уже начали копировать наш стиль.

Храм Петра и Павла, который чуть было не снесли
Храм Петра и Павла, который чуть было не снесли

Во Славу Божию

Работами Пономарёва можно восхищаться, а можно и отвергать. Но есть два объекта, за которые каждый крымчанин пожмёт ему руку. Как знать, может, именно за них он и войдёт в крымскую историю?

— В восьмидесятых я занимал должность заместителя главного архитектора Крыма, — поясняет собеседник. — Однажды ко мне обратились работники торговли, чей склад сахара размещался тогда в помещении неработающего симферопольского храма Петра и Павла. Оказалось, какая-то комиссия возмутилась видом старой церкви-склада, на крыше которой к тому же росла берёза. Велено было дерево срубить, а здание снести. Торговцы закручинились. Но не потому, что исчезнет православная святыня, а из-за того, что сносить придётся за свой счёт. А стены в храме о-очень толстые.

И мы с сотрудником из отдела охраны культурного наследия Юрием (к сожалению, забыл его фамилию) решили попытаться сохранить храм. Сделать это можно было только в одном случае — доказать, что сооружение — объект архитектурного наследия. Началась долгая кропотливая работа. Удалось установить, что проект храма разработал петербургский архитектор Константин Лазарев. А в Ленинграде мы нашли чертежи этого храма.

Геннадию Сергеевичу удалось убедить городское руководство в уникальности здания. Были выделены деньги на его восстановление — редкий случай для советских времён, когда религия ещё оставалась «опиумом для народа». После реставрации недвижимость вернули церкви. В итоге оказались счастливы все. Но, наверное, больше других — торговые работники, которым не пришлось возиться с дорогостоящим сносом.

Команда Пономарёва спасла ещё один симферопольский храм — Константина и Елены, на месте которого планировалось разместить стоянку для машин. Узнав о таком варварском решении, архитекторы направили протест. Давили всё на ту же мозоль — статус памятника культурного и исторического значения. Получилось.

Автор идеи вымостить улицу К. Маркса цветной плиткой считает, что теперь она похожа на пёстрый южный ковёр
Автор идеи вымостить улицу К. Маркса цветной плиткой считает, что теперь она похожа на пёстрый южный ковёр

Вчера и завтра

Я задал визави два важных вопроса: какой архитектурной изюминкой отличался Симферополь при рождении и каким он будет после нас?

Оказалось, в XIX веке путешественники частенько сравнивали Симферополь с небольшим европейским городком — настолько изящной и изысканной была архитектура столицы Таврической губернии. Город расцветал. Те, кто возводил его, думали не о наживе, как в постперестроечное время, а о статусе лучшего места на юге России. Вот это настоящий патриотизм! На деле. Что касается особенностей, то их было немало. Одна из них радовала горожан и удивляла гостей. В летний зной в Симферополе к вечеру было всегда свежо. Первые строители обратили внимание, что в город с гор вдоль русла Салгира спускается прохлада. Происходила аэрация, и Симферополь превращался в своеобразный кондиционер с естественной прохладой. Тогда же стало ясно, что ни в коем случае нельзя строить в пойме Салгира здания выше четырёх этажей. Иначе прохлада рассеется и до центра не дойдёт. Земляки, живущие сегодня в городе-духовке, подтвердят правильность предостережений учёных прошлого.

Главной проблемой будущего Симферополя, на которую надо обратить внимание в первую очередь, Г. Пономарёв считает транспортный вопрос. Экологи убеждены, что более 80% загрязнения воздуха здесь даёт как раз автомобильный поток. Транспортная инфраструктура города планировалась в 1960-х, когда на тысячу жителей приходилось шесть автомобилей. С 2014-го, по данным ГИБДД, количество «железных коней» увеличилось в разы: тысяча жителей крымской столицы владеет более чем 400 автомобилями.

В 1987 году специалистами «КрымНИИпроекта» разработан генеральный план Симферополя. По мнению Геннадия Сергеевича, лучший из всех. Он рассчитан с перспективой на тридцать лет и уже тогда предусматривал двухуровневые развязки! Генплан — это закон. Его нарушать никто не имеет права — сразу уголовная статья. Но наступили лихие времена девяностых. Всё, что было намечено под парки и стоянки, заполнили точечной застройкой. А поэтому сейчас разумно бросить все силы на развязывание именно транспортного узла. Расширить проезжую часть, где можно расширить. Безжалостно снести всё, что этому мешает.

— Лично я бы начал с Куйбышевского кольца, — предлагает собеседник. — Так как вашу газету читают крымские и городские власти, пусть обратятся ко мне — поделюсь своими наработками в этом вопросе.

Пожалуй, стоит прислушаться к опытному архитектору, ведь речь идёт о здоровье горожан. После того, как планета переболела ковидной пневмонией, разумно ли дышать выхлопными газами? Тем более у нас, во всероссийской здравнице.

Алексей ВАСИЛЬЕВ
Фото Дмитрия ЛИЦОВА