Найти тему

Чтение в домашнем кругу: хорошо забытая традиция?

"Текст (от латинского "textum – связь, соединение).
1. Слова, предложения в определённой связи и последовательности, образующие какое-либо высказывание, сочинение, литературное произведение, документ, -напечатанные, написанные или запечатлённые в памяти.
2. Основной материал какого-либо сочинения, документа в отличие от примечаний, комментариев к нему.
3. Слова к музыкальному сочинению.
4. Типографский шрифт размером около 8 мм."
- Современный словарь русского языка/Гл.ред. С.А.Кузнецов.-СПб.:Норинт, 2001.- С.823.
"Смысл -
1. Внутреннее содержание, значение чего-либо, постигаемое разумом.
2. Цель, разумное основание."
- Словарь русского языка / составитель-С.И.Ожегов. Издание третье.- Государственное издательство иностранных и национальных словарей.М.:1953.-С.680.
"Диалог (от греческого"dialoqos).
1. Разговор между двумя или несколькими лицами.
2. Часть литературного произведения, представляющая собой разговор.
3. Переговоры, контакты между двумя партиями, странами, блоками."
- Современный словарь русского языка/Гл.ред.С.А.Кузнецов.-СПб.:Норинт, 2001.-С.160.
"Разговор -
1. Словесный обмен сведениями,мнениями; беседа.
- Вести разговор;
- Вступить в разговор;
- Крупный разговор (серьёзный, очень напряжённый)."
- Словарь русского языка / составитель-С.И.Ожегов. Издание третье. -Государственное издательство иностранных и национальных словарей. М.:1953.-С.591.
"Беседа -
1. Неторопливый разговор;
2. Сообщение на какую-либо тему, в форме обмена мнениями."
- Современный словарь русского языка/Гл.ред. С.А.Кузнецов.-СПб.:Норинт, 2001.-С.40.

Что происходит, когда нам читают книгу вслух? Наверное, прежде всего завязывается диалог: с одной стороны - диалог читающего книгу и слушающего; с другой - диалог читателя с книгой, и это не менее важно. Целью такого "двойного"диалога становится преодоление отторжения от книги, преодоление отсутствия стремления читать с вниманием.

Чтение книги вслух, адресованное слушателю, заинтересовывает его в том случае, если во время чтения происходит выявление смысла текста, вернее, выявление переплетения смыслов, заложенных автором в текст; кроме того, происходит выявление художественного своеобразия текста (не будем забывать, что переплетение смысловых нитей текста зачастую находит отражение в выборе образных и стилистических средств, которые использует автор). Разумеется, чтение вслух заинтересовывает слушателя в том случае, если читающий ему книгу понимает её смысл, имеет о книге сложившееся мнение (заметим, что иметь собственное мнение о книге - не значит навязывать его слушателю). Не нужно забывать, что живое чтение вслух - эмоциональный контакт и тема для общения читающего и слушающего. Чтение вслух не должно быть монотонным, занудным и скучным, это однозначно. Читающий книгу вслух должен следить за реакцией слушающего, помнить, что слушание требует концентрации внимания; что слушателю трудно бывает не прерываясь следить за логикой текста, за интонацией чтеца, который стремится передать заложенный в тексте смысл.

Как мы уже сказали, чтение вслух - своеобразный "двойной диалог"; разумеется, главная цель которого - пробудить у слушающего интерес к содержанию книги (и если это удаётся, то образная эмоциональная память слушающего через годы сохранит впечатление о книге; он непременно захочет её перечитать, и не только: очень часто воспоминание об интересной содержательной книге помогает талантливо и по-своему перечитать её для новых слушателей и собеседников).

Но в то же время чтение вслух всегда (хотим мы этого или нет), устанавливает эмоциональный контакт читающего и слушающего, об этом необходимо помнить и стремится к тому, чтобы он был заинтересованным, доверительным и открытым. Читающий ни в коем случае не должен чувствовать себя в роли высокомерного наставника, который заранее знает, чем завершится сюжетная линия книги; он должен исключить интонацию равнодушного критика. Произведение, выбранное для чтения вслух, не должно быть большим; возможно даже выбрать законченный яркий фрагмент литературного произведения. Кроме того,необходимо помнить о способах привлечения читательского внимания слушателя: как мы уже сказали, необходимо "краешком глаза" следить за его реакцией; можно мысленно разбить текст на смысловые фрагменты и делать небольшие остановки чтения после каждого фрагмента, чтобы кратко спросить мнение слушающего, уточнить непонятное по смыслу слово или задать небольшой, но точный вопрос по тексту книги, интересующий и читающего,и слушающего. Но в любом случае данными приёмами нельзя злоупотреблять, иначе будет разрушено целостное впечатление от прочитанной книги, а на первое место в восприятии слушателя выйдет не авторский замысел книги и не её оригинальное своеобразие, а личность читающего книгу - его подавляющее мнение.

Читающий книгу вслух должен проявить такт - уважение и к авторскому замыслу книги, и к личному читательскому восприятию слушающего, - в противном случае чтение вслух потеряет всякий смысл. Необходимо заметить, что чтение вслух должно быть строго хронометрировано по времени и носить характер дружеского диалога - то есть читающий книгу не скрывает своего мнения о ней, если его спросят; передаёт свою заинтересованность сюжетом книги, передаёт заинтересованное и доброжелательное отношение к своим слушателям.

Заинтересованное чтение и заинтересованное слушание - дополняют друг друга (о времени,отведённом для чтения, о продолжительности чтения книги лучше договориться заранее - слишком продолжительное чтение не вызовет ничего, кроме взаимного раздражения). Интерес, вызванный прочитанной книгой, может иметь разные смысловые акценты (чем глубже и содержательнее книга, тем больше она содержит смысловых нитей текста, тем причудливее их переплетения): интерес может быть вызван непосредственно сюжетной линией книги и образом главного героя; интерес к книге может быть вызван исторической ситуацией, отражённой в сюжете (если перед нами исторический роман или историческая повесть); интерес к книге может быть вызван личностью автора, по замыслу которого книга написана. В любом случае добрым знаком для читающего книгу будет тот факт, если его слушатели захотят продолжить традицию совместного чтения вслух, будут стремиться поговорить о прочитанной книге.

Прочитанная совместно интересная и глубокая по содержанию книга даёт тему для последующего обсуждения, а это не так мало в окружающем нас сложном мире, где зачастую даже самым близким людям трудно найти тему для разговора, не правда ли?… О том, каким образом диалог о книге может открыть новые возможности общения, мы постараемся поговорить в следующий раз.

#публицистика #чтение книг