Группа «Аквариум» сегодня представляется чуть ли не музейным экспонатом. И не думаю, что среди тех, кто познакомился с творчеством этой группы в последние 10 лет, есть люди, слушающие ранние альбомы. Тут надо отдать должное Гребенщикову в том, что он сумел сохранить в себе интерес к творческому процессу. И каждая его новая работа лично меня радует. Но речь пойдёт сегодня не о нём, а о человеке вместе с которым он когда-то и начинал группу. Ведь ранний «Аквариум» невозможно представить без виолончели Севы Гаккеля. Так же как невозможно представить без неё выступление «Аквариума» на знаменитом фестивале «Весенние ритмы». Если вы не видели запись 1980 года сделанную в Тбилиси, то весьма рекомендую её. В то время группа выдавала весьма авангардную музыку. Конечно, это не панк рок как его называли критики, но интерес она точно представляет. И вряд ли тогда в начале 80-х годов кто-то из участников группы предполагал, какого они добьются успеха.
Конечно «Аквариум» это не группа «Кино» и не «ДДТ». Но своя публика у неё была и тогда. Более того Борис Гребенщиков умудрился добиться поездки для группы в США и Канаду ещё в 80-х годах. И вот эта-та поездка и повлияла на Всеволода. Именно тогда он посетил ряд клубов, аналогов у которых в Советском Союзе не было, и быть не могло. И это произвело на него неизгладимое впечатление.
Собственно к тому времени Всеволод имел за плечами большой жизненный опыт. Он успел окончить музыкальную школу по классу виолончели. После обычной школы поступил в кинотехникум, но его он не окончил и, бросив, ушёл в армию на два года. Кстати вот вообще не скажешь по человеку, что он служил. По возвращению погрузился в музыкальную жизнь Ленинграда и в 1975 году вошёл в состав «Аквариума». Собственно его когда-то и называли вторым человеком в группе, без которого «Аквариум» невозможен. Как показала история, возможен, но это будет совсем другая группа.
Уход же из группы был связан с тем, что Севе не нравились большие площадки, где они стали выступать. В какой-то момент у него появилось ощущение, что они вообще занимаются совсем не тем, чем полагается заниматься музыкантам. Учитывая опыт зарубежных поездок, и вспоминая клубы, которые он посещал в Америке и Англии Сева решил, что это именно то, чего так не хватает Ленинграду.
Довольно занятно, что человек, игравший на виолончели, являющийся вегетарианцем и работавший в группе, которая точно не отличалась какими-то радикальными выходками, оказался и создателем первого полноценного клуба в западном понимании. Ведь Сева мог спокойно остаться в «Аквариуме» и кататься с гастролями по всему Союзу, да и не только. В начале 90-х годов статус Гребенщикова был точно таким же, как у Цоя. Нет, ну стадион он не собрал бы, но как я и сказал выше, свой слушатель у него был. Да и на запад тогда Борис Борисович полюбил кататься. Кстати интересно, что, несмотря на свой уход из группы Сева регулярно оказывался с Гребенщиковым то в Лондоне, то в Нью-Йорке. Более того они сохранили дружеские отношения и спокойно общаются до сих пор. Обычно такие истории оканчиваются иначе, но видимо тут сказывается, что когда-то они вместе начинали, и Сева объяснил своему другу, чем именно хочет заниматься.
Заниматься же в 90-х он хотел клубом. Созданный им «TaMtAm» стал уже сейчас в своём роде какой-то легендой. О нём снимают документальные фильмы и пишут книги. По воспоминаниям передовиков тот клуб был, словно филиал ада на земле где смешалось всё. Начиная от приездов милиции и заканчивая наркотиками в промышленных масштабах. Руководил же всем этим вегетарианец Сева. Естественно руководил он именно культурной частью. Бескультурная часть в таких местах возникает сама по себе.
Его политика в плане подбора групп для клуба у меня вызывает восторг до сих пор. Они не должны были быть похожими на группы из ленинградского рок клуба. То есть Сева не хотел видеть никаких подражателей «Кино» или «Алисы». Именно так и развивается музыка. И именно так работает западная культура. По этой причине там так много разноплановых коллективов. У нас же если включить «Наше» радио то уже через полчаса станет понятно, что там звучит до сих пор музыка прошлого тысячелетия. Молодые же группы вынуждены играть так же, как играли их отцы. Что, конечно же, говорит о полной деградации. Не удалось переломить ситуацию и Севе, но он хотя бы задал вектор движения и попытался что-то изменить.
После закрытия «TaMtAm» Сева работал директором в других клубах, организовывал в России гастроли зарубежных звёзд вроде Пола Маккартни, ну и иногда сам с кем-то выступал. Можно отметить такой проект как «Поп-механика» где он естественно играл на виолончели. Сотрудничал он и с молодыми музыкантами.
Сейчас же Всеволод трудится менеджером в клубе «A2». К слову музыку, которую там исполняют, он не переваривает, но работа есть работа. Не думаю, к слову, что он любил и все группы, игравшие в его собственном клубе, но главной фишкой этого человека является слоган – дай дорогу молодым. То есть по его убеждению молодежь сама разберется, что ей слушать и как жить. На мой взгляд, это правильный подход. И с моей точки зрения России не хватает ещё сотни таких же Всеволодов. Возможно, тогда бы история нашего рока сложилась совсем иначе. Но имеем то, что имеем.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.