Найти тему
Загадки истории

ИМПЕРИЯ САМУРАЕВ #4.3/Русский след/3.Незамеченная война

Оглавление

Русский след

Незамеченная война

Произошло уже более ста лет с на­чала Русско-японской войны. Как известно, началась она с внезап­ного нападения военно-морских сил Японии на корабли русской Тихоокеанской эскадры в Порт- Артуре. Но было ли это нападение внезапным?

В своих мемуарах «На служ­бе трех императоров» генерал от инфантерии Николай Епанчин вспоминал: «С января 1900 года в Морской академии начались заня­тия военно-морской игры с целью проверки нашей боевой подго­товки на Дальнем Востоке. Это было сделано по особому желанию Государя; старшим посредником был назначен адмирал Рожественский (тот самый, который в мае 1905 года приведет к Цусиме Вторую Тихоокеанскую эскадру), я был назначен посредником по сухопут­ной части. Для участия в этих занятиях я пригласил нашего военного агента в Японии полковника Генерального Штаба Самойлова, нахо­дившегося временно в Петербурге... он основательно изучил япон­скую армию и был вполне в курсе японских военно-морских дел. Он считал, что при тех условиях, в которых находятся наши войска и наша эскадра на Дальнем Востоке, при слабой провозоспособно­сти Сибирского пути, трудности сосредоточения достаточных сил и снабжения их, нам крайне трудно будет вести успешно военные дей­ствия против японской армии и японского флота, которые он оце­нил как очень серьезного противника. Об этом он доносил военному министерству, но его донесениям не давали должной оценки... За­мечательно, что адмирал Вирениус, командовавший японской сто­роной, решил начать военные действия без объявления войны, как это и было сделано японцами в январе 1904 года, ровно через четы­ре года... После удачного "нападения” на русскую эскадру у Порт- Артура ”японцы” высадились у Дальнего и обложили Порт-Артур...»

Возможность противостояния с Японией рассматривалась руководством России
Возможность противостояния с Японией рассматривалась руководством России

Предвидеть - не значит готовиться

Так что еще за несколько лет до начала войны русские генералы и адмиралы предвидели последствия внезапного нападения японцев на русскую эскадру. Почему же они пренебрегли этим предвидени­ем?
Кризис в отношениях между Россией и Японией наступил в де­кабре 1903 года. Но царь Николай II легкомысленно решил, что бес­покоиться не следует — дескать, «само рассосется». А уже в начале 1904 года японские дипломаты предъявили ультиматум российскому МИДу: или Россия удовлетворит требования Японии, или... Дипло­матические отношения оказались на грани разрыва.
О возможности неожиданного нападения японцев в своей запи­ске писал начальник главного штаба генерал-адъютант Виктор Сахаров: «Стремясь настойчиво к войне с нами, японцы, приступив к переброске своих сил в Корею, в интересах обеспечения этой операции могут сами напасть на наш флот в районе настоящего его располо­жения и тем парализовать значение нашей морской силы в пункте, имеющем для данной минуты решающее значение».
В этот же день о грядущем нападении японцев на наши кораб­ли предупреждал управляющего Морским министерством адмирала Авелана и вице-адмирал Степан Макаров: «Из разговоров с людьми, вернувшимися недавно с Дальнего Востока, я понял, что флот пред­полагают держать не во внутреннем бассейне Порт-Артура, а на на­ ружном рейде. Пребывание судов на открытом рейде даст неприяте­лю возможность производить ночные атаки. Никакая бдительность не может воспрепятствовать энергичному неприятелю в ночное вре­мя обрушиться на флот с большим числом миноносцев и даже паро­вых катеров. Результат такой атаки будет для нас очень тяжел, ибо сетевое заграждение не прикрывает всего борта и, кроме того, у мно­гих наших судов совсем нет сетей... Японцы не пропустят такого бес­подобного случая нанести нам вред...»

Николай II не видел большой угрозы в конфликте
Николай II не видел большой угрозы в конфликте

Полный Порт-Артур

Фактически боевые действия между Японией и Россией начались с захвата японским кораблем парохода Добровольного флота «Екатеринослав» в 9 часов утра 6 февраля 1904 года в Корейском проливе.
А в ночь на 9 февраля японские миноносцы атаковали стоявшие у входа в Порт-Артур русские корабли. Вопреки предостережениям вице-адмирала Макарова и других адмиралов и офицеров, противо­торпедные сети так и не были опущены.
В ходе ночной атаки японские миноносцы выпустили всего 16 торпед, из которых в цель попали 3. Миноносцы вели стрельбу оди­ночными торпедами с дистанции 1-2 кабельтовых, то есть почти в упор. Были повреждены броненосцы «Ретвизан» и «Цесаревич» и крейсер «Паллада». От полного разгрома русскую эскадру спасла не­рвозность японцев, которые мазали в упор и, кроме того, выпустили несколько торпед с невынутой чекой, то есть в небоеспособном со­стоянии.
Успеху японской торпедной атаки способствовало еще и то, что о разрыве дипломатических отношений в Порт-Артуре знали толь­ко сам наместник царя на Дальнем Востоке адмирал Алексеев и небольшой круг близко стоявших к нему людей. Ни комендант крепо­сти, ни начальник 7-й Восточно-Сибирской стрелковой бригады, ни начальник артиллерии, ни начальник штаба крепости, ни крепост­ной интендант не были своевременно осведомлены об этом разрыве.
Вот так Россия вступила в неудачную для себя войну. Можно ска­зать, что она была проиграна еще в самом начале. Русские армия и флот были к ней абсолютно не готовы.

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)