Найти в Дзене
Журнал "Артист"

Герои журнала «Артист» вспоминают Егора Летова (Володя Котляров, Виталий Демиденко, Рустэм Булатов, Дмитрий Спирин)

Когда я умер, Не было никого, Кто бы это опроверг Когда умирает большой, знаковый артист, обязательно находится группа энтузиастов, которая пытаются доказать, что это обман. Что он не умер, он где-то с нами, спрятался. Когда умер Летов, никто и не стремился доказать обратное. Он это еще при жизни сказал, а мы его просто послушались. Никто это не опроверг. Когда он ушел, ему было 43. Он оставил после себя целый мир. Мир, который он создавал в своих песнях, и мы до сих пор не можем в нем разобраться. Егор Летов и при жизни был патриархом русского панк-рока, а когда его не стало, он стал легендой. Сейчас его творчество разбирают филологи и лингвисты, на стенах городов рисуют граффити с его портретами и цитатами из его песен. Песни Егора играют симфонические оркестры и по ним же ставятся спектакли. Принято считать, что сам Летов не хотел бы такого внимания к своей персоне. Но его творчество уже не принадлежит ему одному. Оно стало частью нашей общей культуры. Егор Летов создал свой мир и п
Когда я умер,
Не было никого,
Кто бы это опроверг

Когда умирает большой, знаковый артист, обязательно находится группа энтузиастов, которая пытаются доказать, что это обман. Что он не умер, он где-то с нами, спрятался. Когда умер Летов, никто и не стремился доказать обратное. Он это еще при жизни сказал, а мы его просто послушались. Никто это не опроверг. Когда он ушел, ему было 43. Он оставил после себя целый мир. Мир, который он создавал в своих песнях, и мы до сих пор не можем в нем разобраться. Егор Летов и при жизни был патриархом русского панк-рока, а когда его не стало, он стал легендой.

Сейчас его творчество разбирают филологи и лингвисты, на стенах городов рисуют граффити с его портретами и цитатами из его песен. Песни Егора играют симфонические оркестры и по ним же ставятся спектакли. Принято считать, что сам Летов не хотел бы такого внимания к своей персоне. Но его творчество уже не принадлежит ему одному. Оно стало частью нашей общей культуры. Егор Летов создал свой мир и подарил его нам.

Журнал «Артист» попросил современных героев сцены рассказать о том, какое влияние Егор Летов оказал на них и продолжает оказывать до сих пор.

Володя Котляров (Порнофильмы):

Творчество Летова для меня — пример высокого полёта мысли и изнурительно-кропотливой работы. Если говорить о поэзии, то безусловно Летов — это самый настоящий поэт. Ему присущи все те качества, которые я вкладываю в это определение. В нашем репертуаре есть песня «Винтовка — это праздник», мы играем ее, потому что она мне очень нравится, считаю ее гениальной. На счет моды на Егора Летова сейчас ничего не могу сказать. Это все-таки андеграунд, хоть и очень популярный. Если и есть интерес на волне моды, безусловно это хорошо. Может кто-то что-то новое для себя вынесет оттуда.

Виталий Демиденко (LOUNA)

Летова я начал слушать еще в школе. В основном это был альбом, где он сам исполнял песни под акустику. Не помню, как он называется, там треки «Все как у людей», «Все идет по плану». Я был удивлен, когда узнал, что он является апологетом сибирского панк-рока. Сравнивал его с западным панк-роком, который я слушал, и не мог найти точки соприкосновения. Я, конечно, слышал «Как закалялась сталь» и «Поганая молодежь», но там все было настолько странно сыграно и спето, что мне это казалось скорее экспрессивным шумом. Акустические записи, которые были более мелодичными и разборчивыми, я слушал, скорее, как песни подпольного барда. Тогда для меня главное было в протесте. Для подростка было очень дерзко слушать песни, где есть мат и жесткие высказывания. Так как у него не было качовых панк-песен, то я старался врубаться в мелодику, которая была далеко не во всех песнях. И одной из таких мелодичных песен была «Моя оборона». В конце девяностых, начале нулевых сдружился с группой «7Раса», и на их тусовках Кот и Растич часто исполняли эту песню под гитару. В исполнении Кота она максимально раскрывалась. У меня долго зрела мысль в голове, и потом я предложил сделать этот трек в группе LOUNA. Мы сделали ее с оригинальными аккордами, но в гранжовом исполнении а-ля Nirvana. И эта песня стала одним из хитов нашем репертуаре. Я замечаю, что сейчас молодые рэперы и музыканты начинают упоминать в своих интервью «Гражданскую оборону». Наверное потому что в моду вошла плохо сыгранная, грязно звучащая музыка. Такая тенденция пошла что в рэпе, что в роке. Взять ту же «Пошлую Молли». И «Гражданская оборона», как отцы в этом направлении, стали близки хайпующим молодым музыкантам. Как для тогдашней молодежи, к которой я относился, так и для нынешней, очень близок посыл нахер всего и вся. Fuck Off, долби систему, «я всегда буду против», «винтовка — это праздник». Учитывая дерзость нынешних молодых звезд, нигилизм и максимализм, это все очень логично.

Дмитрий Спирин (Тараканы!)

С самых первых дней в группе мы старались делать нашу музыку такой, чтобы она была максимально непохожа на творчество «Гражданской обороны», Егора Летова и вообще всей сибирской тусовки. Сложно найти более чуждый нам тип панк-рока, чем этот. Разве что «колхозный панк» «Сектора Газа». Идеологически, идейно, эстетически — все, чем был и остается этот пласт музыки, мы всегда были непримиримыми противниками этого. Лично я с Егором знаком не был, и его песен мы не играем. Тенденция того, что ГО снова становится популярной объясняется крайне грустными обстоятельствами. Страна снова становится мрачной, депрессивной, безысходной и безрадостной. Что, конечно же, не может не совпадать с настроением этих песен.

Рустэм Булатов (LUMEN)

Творчество Летова перевернуло меня, когда я познакомился с его песнями. Я до сих пор постоянно описываю жизненные ситуации его строками — разобрал на цитаты. Они всплывают в голове сами по себе, это навсегда там.

Мне сложно оценивать поэзию. Игорь Фёдорович для меня в первую очередь создатель песен. Музыка — важный, невербальный способ передать эмоцию. Не все тексты песен пробирают меня, когда я читаю их с листа. Песни Летова очень цельные. В каких бы аранжировках они ни были — это всегда взаимодополняющие друг друга текст и музыка. Я не могу их разделить.

Когда мы только начинали играть, мы часто исполняли песни «Гражданской обороны» и других групп Летова. Много, разных — «Всё идёт по плану», «Про дурачка», «Про мишутку», «Песню про китайского добровольца», «Евангелие»... Я все и не вспомню сейчас. В итоге, когда наша группа стала называться LUMEN, мы записали только одну — «Харакири». Не могу сказать, что она нам нравится сильно больше других песен. Но прочие песни мы исполняли, практически ничего не меняя — так же, как их играли в оригинале. В «Харакири» мы совместили текст и мелодию «Гражданской обороны» с рифом группы Blur. Когда мы впервые услышали Song 2 — начали хором петь сверху «Харакири», так они были похожи. Это было необычно — песня Летова появилась сильно раньше.

Игорь Фёдорович всю свою жизнь оставался верен себе и своему творчеству. В нашей стране это определяет отношение людей к созданному творцом — жить нужно так, как говоришь, поёшь, высказываешь. И так получилось, что кого-то Летов удивлял, кого-то разочаровывал, но он он не изменял себе, а это всегда вызывает уважение. Но это было бы не так важно, если бы Игорь Фёдорович раз за разом не попадал бы своими песнями в нерв времени. Для меня это саундтрек крушения империи, перелома общества, эпохи трудных перемен. И то, что это востребовано сегодня, для меня доказательство того, что перемены и трудные времена не окончены. И ответов на вопросы заданные Летовым всё ещё нет. Всё идёт по плану. Всё как у людей. Здорово и вечно.

Журнал «Артист» в Телеграме – подписывайся! Релизы, новости и много еще интересного контента!