Музей «Хлеб» находится на улице Ленина, 21 в селе Батырево Республики Чувашии. Приехали посмотреть село и как же не зайти в такое интереснейшее место земли чувашской, где люди кропотливо собирали вещи, чтобы донести их до следующих поколений.
Заходим на территорию, где расположены два домика, в одном из них как раз музей.
Рядом бюст А. Ф. Талвиру, чувашскому писателю, драматургу и прозаику. Родился Алексей Филиппович здесь же в селе Большое Батырево.
- Почему музей чувашского хлеба открылся именно в Батырево? Батыревский район — кормилица республики, многие наслышаны про плодородные черные земли, мы их тоже увидели, пока ехали через район.
Хлеб всему голова, а для чувашского народа он имеет особое значение, с ним связано множество преданий и легенд, а также не обходится ни один праздник.
Чтобы получить в дальнейшем хлеб, землю чуваши начали обрабатывать еще в эпоху бронзы. Чтобы расчистить поля применяли подсечный способ с ограниченным применением огня.
Первым пахотным орудием крестьян Волжской Булгарии было рало, позже появилось рало с полозом. Дальше — больше, сейчас имеет то, что и имеем, землю обрабатывают трактора и комбайны.
В музее представлены экспонаты крестьянского быта, включающие приспособления по обработке земли, дерева и продуктов земледелия и животноводства.
Ценнейший экземпляр музея — старинная зернодробилка.
Оформление внутри музея весьма оригинальное, по центру зала с одной стороны картина, а по другой панно с изображением крестьян занимающихся уборкой урожая.
Перед панно даже настоящие снопы пшеницы с зерном есть.
Наиболее интересные экспонаты — деревянная коляска для младенца и национальная чувашская одежда.
На манекене надет кушак — пояс жениха. Он принадлежал А. А. Быкову из деревни Ст. Котяки. В этом поясе в 1933 году он был на своей свадьбе.
Женский наряд состоит из поясного украшения, которое обычно вышивалось шерстяными и шелковыми нитками, украшалось нашивками с орнаментом, представленным геометрическими узорами.
Национальный женский костюм всегда представлен головными уборами из бисера и украшен монетами.
Раньше головные уборы были из серебряных монет, но сейчас в магазинах антиквариата можно встретить головные уборы и с монетами времен СССР.
Здесь же висит белое женское платье. Во время обрядов все участники должны были быть в белом. Белый цвет считался освященным. Прямоспинный белый халат надевали старики-юмзи. Одежда мальчиков была схожа с одеждой стариков, а вот одежда девочек была схожа с одеждой молодых девушек, но не пожилых женщин. Вот такие были различия.
Среди отделов особое внимание уделено участникам Великой Отечественной войны и знатных людей района.
А самый веселый уголок — поделки детей, все краски осени собраны в одном месте, здесь и ежи и тыквы с глазами и целые блюда фруктов и овощей.
Спасибо, что есть такой прекрасный и теплый уголок на земле чувашской, как этот музей, заботливо созданный на благо людям.