Найти тему
Semёnov

Манифест Mozilla: Почему не стоит слепо верить Firefox?

Оглавление
Mozilla Foundation – это, пожалуй, крупнейшая некоммерческая организация, работающая в сфере IT, и именно им суждено противостоять Google на рынке браузеров, ведь именно они ответственны за Firefox, последний самостоятельный и непривязанный к операционной системе браузер. Но так ли всё гладко? Не станет ли основная особенность Mozilla её главной слабостью? И почему решения руководства фонда не всегда соответствуют видению их собственной миссии?

Доктрина Mozilla:
Почему не стоит слепо верить Firefox?

Давайте заглянем на сайт Mozilla. Это те парни, что делают браузер Firefox, а значит всё, что происходит в стане Tor, Pale Moon и прочих Cliqz и LibreWolf так или иначе связано именно с ними. Где-то там, в недрах главной страницы официального сайта Mozilla Foundation и скрыта её главная слабость, слабость, которую они сами по каким-то причинам считают силой, – их собственная доктрина!

-2

Почему браузер Firefox так важен?

Грубо говоря (наверное, так не говорят, но иначе не скажешь), в мире не так много браузеров, как нам кажется (нам ведь кажется, что их миллионы):

  • IE и Edge для тех, кто делает первые шаги в интернете
  • Chrome и прочие Chromium-based браузеры для тех, кто осознал, что IE – это как-то ме…
  • Firefox для тех, кто осознал, что монополия одного браузера – это не есть хорошо
  • Safari для счастливых адептов яблочных технологий
  • старая и уже почившая Opera для тех, кто застрял в начале 2000-х

Отбросим мёртвые (вроде Opera) и привязанные к определённому железу и операционным системам браузеры (вроде Safari и IE). Что останется? Только Chrome и Firefox. Негусто! А учитывая растущую популярность Chrome и рост числа Chromium-based браузеров всех мастей, будущее браузерного рынка вполне очевидно: ничего хорошего нас не ждёт! Любая 0-day уязвимость в Chrome автоматически переносится и на другие его «клоны». Далеко не факт, что даже сильно переписанное ядро спасёт разработчиков и пользователей условного браузера SuperLёsha, которым пользуются от силы человек пять (включая разработчика, его маму и собаку).

Вот и выходит, что Firefox – это чуть ли не единственная альтернатива засилью Chrome. Чем не повод поддерживать браузер и его разработчиков в их нелёгком деле? Да и назвать браузер плохим у меня бы язык не повернулся! Так в чём проблема?

Миссия Mozilla

Mozilla – это, пожалуй, крупнейшая некоммерческая организация, работающая в интернет-сфере. По крайней мере, я не слышал ни об одной компании, которая могла бы сравниться с ними по размаху деятельности. Даже EFF и DuckDuckGo, чей авторитет растёт в геометрической прогрессии, на фоне гигантской Mozilla кажутся совсем крохотными.

Другими словами, именно эта «некоммерческая направленность» и делает Mozilla особенной. Им не нужны деньги, они стремятся сделать мир лучше, а деньги для них – лишь необходимый инструмент. В идеальном мире (мире, где вам не нужно платить разработчикам, чтобы они могли прокормить свои семьи) финансовая поддержка им бы уже не понадобилась.

Но вернёмся на сайт Mozilla. Нам сейчас интересен в первую очередь раздел О нас, ибо только там можно найти ссылку на русскоязычное описание миссии Mozilla:

  • открытый и общедоступный интернет для каждого
  • интернет для людей, а не люди для интернета
  • интернет, где люди смогут чувствовать себя независимыми и защищёнными

Там же вы сможете найти и ссылку на манифест Mozilla, главными пунктами которого, на мой взгляд, являются:

  • Безопасность и приватность пользователей Интернета имеют основополагающее значение и не могут рассматриваться как второстепенные моменты (№4)
  • Прозрачные общественные процессы способствуют сотрудничеству, повышают ответственность и доверие (№8)
  • Коммерческое участие в развитии Интернета даёт большую выгоду; при этом важно соблюсти баланс между коммерческим доходом и общественной пользой (№9)

Звучит хорошо, но… Не расходятся ли их слова с делами?

Некоторые странности

Несколько лет назад в браузере Firefox появилась действительно революционная (как в тот момент казалось) штука – Firefox Hello. С её помощью вы могли совершать видеозвонки по всему миру без установки дополнительных плагинов, без дополнительной регистрации и без существенных ограничений по количеству участников конференции. Всё, что было вам нужно, чтобы повидаться с друзьями, это просто начать конференцию и разослать им ссылку с приглашением.

Чуть позже в браузер, который на тот момент и так мог похвастаться удобным сохранением случайных ссылок (по умолчанию все они попадали в отдельную папку Неотсортированные), перекочевал и сервис Pocket, позволяющий сохранять найденные в интернете страницы в виде отдельных заметок. И вот это было уже подозрительно: Pocket и так был довольно популярен, и те, кому он действительно был нужен, могли воспользоваться и официальным расширением. Зачем принудительно подсаживать на него всех пользователей Firefox?

Может быть, Pocket – действительно революционный сервис, необходимый каждому? Быть может, Mozilla, видя столь скромную его популярность при столь огромном потенциале, решила «рассказать» о нём многомиллионной армии своих фанатов? Просто так, по доброте душевной… Никакой коммерции. Ведь, тайно заключив подобное соглашение, Mozilla нарушила бы как минимум три базовых пункта своего манифеста! Хотелось бы верить… Но верится с трудом! Ведь осложнялась ситуация ещё и тем, что для пользователей Firefox в Pocket появилась специальная быстрая регистрация. Совпадение? Не думаю!

«Ну и что с того? – спросят многие. – Многие компании заключают подобные соглашения, и далеко не все афишируют подобные коллаборации. Что, собственно, в этом плохого?». Да ничего, сущие пустяки:

  • во-первых, добавив в Firefox сторонний сервис, Mozilla сделали его уязвимости уязвимостями самого браузера
  • во-вторых, на все вопросы о коммерческой составляющей сделки Mozilla отнекивались и утверждали, что никаких денег от Pocket они не получали

Формально всё так и было: Mozilla действительно не получила денег за внедрение сервиса в свой браузер. Вместо этого компания получала процент от тех денег, которые привлечённые таким способом пользователи платили Pocket за дополнительные возможности. Процент от доходов вместо фиксированной суммы… Да, пожалуй, ни о какой коммерческой мотивации речи действительно не шло. Кстати, возможно, потом именно на эти деньги Mozilla и купила Pocket. Браво!

Инцидент с Pocket стал одной из причин, по которым я когда-то покинул Firefox и ушёл в стан Chromium, но я вовсе не считаю, что появление Pocket было худшим грехом Mozilla: сторонние решения экономят время, и их внедрение почти всегда выгодно обеим сторонам. Но выходит, что как минимум раз Mozilla тайком продала собственных пользователей, а когда её поймали за руку, начала врать и выкручиваться. Как-то слабо это коррелирует с их собственной доктриной!

Чувствуете себя «независимыми и защищёнными»? Чувствуете, что ваша «безопасность и приватность» для Mozilla вовсе не пустой звук? Понимаете, как тяжело им сохранять «баланс между коммерческим доходом и общественной пользой»? Чувствуете, как прозрачность действительно повышает уровень ответственности корпорации? Вот только нужно этому уровню соответствовать, иначе ни о каком доверии со стороны пользователей речи идти не может!

Репутацию сложно заработать, но легко потерять. Всего один косяк – и доверие к вам стремится к нулю! Если финансовая составляющая стала определяющим фактором сделки с Pocket, то, может быть, и другие «революционные продукты» были добавлены на той же основе?

Кто сказал, что Firefox Hello был разработкой Mozilla? Ведь никто и не скрывал, что работает всё через серверы ToxBox, а предоставляет сервис калифорнийская компания Telefonica. Вот только это частная компания! Было ли в Hello хоть что-то оригинальное? Или это был целиком сторонний сервис, по каким-то пока неизвестным нам причинам интегрированный в браузер? А если так, то не по финансовым ли? Ведь странно, что столь простая в плане ПО штука куда-то испарилась, спустя чуть больше года. По деньгам не сошлись?

И теперь тень сомнения падает на всё, что делает Mozilla. У них есть имя, а значит, есть и соблазн продать его подороже: ох, сколько компаний мечтали бы стать частью Mozilla и распространить своё влияние на пользователей Firefox!

Стекло для подглядывания

Если вам кажется, что это лишь единичные случаи и вряд ли Mozilla и в третий раз наступит на те же грабли, у меня для вас есть история посерьёзнее: Looking Glass или, как его ошибочно окрестили некоторые русскоязычные СМИ, «зеркало» – странное расширение, которое само собой устанавливалось в браузер Firefox 12 декабря 2017 г. В галерее расширений его не было, а понять, что оно делает и зачем оно вообще нужно, из описания было почти невозможно: «Просто моя реальность слегка отличается от вашей…».

15 декабря 2017 г. расширение обновилось, и в нём наконец-то появились хоть какие-то объяснения: это тупо промо сериала «Mr. Robot». По заверением Mozilla, расширение не собирало никаких данных (хотя некоторые из пользователей и утверждали обратное), но дело ведь совсем не в этом!

Важно то, как именно расширение было установлено на компьютеры тысяч ничего не подозревающих пользователей. Меня сия участь миновала (то ли из-за того, что я в тот период вообще не запускал браузер, то ли этот сюрприз предназначался только англоязычным пользователям), так что подробностей я, увы, не знаю. Если бы оно было частью обновления самого браузера, всё было было бы не так страшно (в конце концов такими штуками грешат многие). Неприятно, но жить с этим всё-таки можно. Вот только, судя по отзывам, никаких обновлений браузера в те дни не было!

Выходит, что у Mozilla уже давно был способ устанавливать расширения на компьютеры пользователей Firefox, но сию возможность они, разумеется, не афишировали. Забавно, что вместо того, чтобы скрывать столь значительную брешь в безопасности (ну или тупо её залатать) Mozilla предпочли использовать её для сомнительной рекламной компании, причём даже не своей и даже не самой масштабной!

Нас в очередной раз продали! Но в этот раз Mozilla и сами подставилась, рассказав о функционале, которому не место в столь «ответственном браузере со встроенной защитой приватности», чьи пользователи должны чувствовать себя «независимыми и защищёнными». Ух, как я защищён в мире, где кто-то может установить на мой ПК любой софт, а я об этом даже не узнаю!

Кстати, потом у Looking Glass всё-таки появилась отдельная страница в галереи расширений, и пользователи смогли высказать Mozilla всё, что думали по этому поводу.

Я же примерно в тоже время заметил другое странное расширение – ABD Helper. Оно тоже установилось «само», и, судя по описанию, оно как-то помогало с соединением с Firefox на Android. Понятия не имею, каким именно образом оно появилось в моём браузере: возможно, прилетело вместе с каким-то мелким обновлением (коих у Firefox 57 на тот момент вышло уже два), возможно, ABD Helper было частью Test Pilot, а, возможно, как и в случае с Looking Glass, этот выбор за меня сделали сотрудники Mozilla. Класс!

Я – Д’Артаньян, а вы нет!

Итак, теперь мы знаем, что временами обещания Mozilla расходятся с их реальными действиями, и вместо того, чтобы спасать мир от IT-монополий и бороться за остатки приватности, компания довольно часто ныряет в совсем уж дикую коммерцию, забывая предупредить об этом пользователей. ОК, это, конечно, некрасиво, но… Они ведь что-то делают, браузер развивается, обрастает функционалом! Какие могут быть вопросы?! Ведь гораздо хуже, когда вместо того, чтобы исправлять собственные косяки, компания начинает выискивать чужие. А вот как раз в этом Mozilla собаку съела!

Теория проста: Google, будучи монополистом в области поиска и онлайн-рекламы, по определению является корпорацией зла. Chrome, будучи одним из главных продуктов Google, по определению становится их главным оружием, а сотни тысяч Chromium-based браузеров так или иначе становятся их пособниками. И только Mozilla, будучи столь крупной некоммерческой (в отличие от тех же Microsoft и Apple) организацией, может спасти мир от неминуемого рабства. И для достижения этой светлой цели каждый здравомыслящий человек должен отказаться от продуктов конкурентов и перейти на Firefox. Кажется, что мы вернулись к тому же манифесту, но всё немного сложнее.

Готовясь к выходу Firefox Quantum, Mozilla довольно сильно изменила свою рекламную стратегию. И, если честно, я такого ещё не видел… Вместо того, чтобы расхваливать собственный браузер, Mozilla просто начала поливать грязью своего главного конкурента. А что так можно было?

-3

И ведь Google действительно повсюду, от его трекеров не скрыться! Не скрыться от них и на mozilla.org! Да как вы смеете обвинять кого-то в слежке, сохраняя при этом его же трекеры на собственных сайтах?! Да и не ваше это дело, кто там и за кем следит! Разве от того, что Chrome от версии к версии становится всё хуже, ваш бразер становится лучше? Нет! Так какого чёрта, Mozilla?

OK, ошибки бывают у каждого. Вы сделали глупость, получили фидбек и осознали это. Остановитесь. Но нет, вы повторяете тот же ход за неделю до официального релиза Firefox Quantum. О чём вы вообще думаете?

Вместо выводов

Мне нравится Firefox. Мне нравился старый браузер, мне нравится новый. И хотя время от времени Mozilla радует нас забагованными версиями, я действительно вижу прогресс, вижу, как от релиза к релизу браузер меняется. Не всегда это заметно простым пользователям, но Firefox Quantum – это не просто название!

Мне тоже не нравится засилье одной компании и перспективы её полной монополии. Я прекрасно понимаю возможные последствия и готов пойти на некоторые жертвы, чтобы этих последствий не допустить. Я действительно готов отказаться от привычного браузера (это, кстати, не Chrome) в пользу Firefox ради будущего, в котором у нас будет выбор.

Вот только Mozilla мне в этом совсем не помогает! Коль уж вы так много внимания уделяете философии, продвигаете какие-то манифесты и талдычите о какой-то особой миссии, соответствуйте! А пока это пустой трёп…

По-моему, Mozilla совсем не умеет в маркетинг. У них есть отличный браузер, единственный в своём роде. У них полно инновационных продуктов, которые действительно могли бы быть востребованы в современном мире. Взять хотя бы Firefox OS: да, она была далека от идеала, но я почти уверен, что в современных реалиях она могла бы сыскать популярность хотя бы у гиков, параноиков и тех, кому выбор между iOS и Android не кажется выбором. Но вместо этого Mozilla раскидывается обещаниями, которые не может выполнить, и кидается камнями в конкурентов.

Раз со мной ваша схема работает, значит, она сработает и с другими. Вам нужно просто ей соответствовать! Выполняйте данные обещания и не давайте обещаний, которые не сможете выполнить! Не критикуйте других, а предлагайте альтернативу! Не кажитесь, будьте!

P.S.

Этот текст был написан 25 декабря 2017-го.
Что изменилось с тех пор? Очень многое:

  • Сперва Mozilla демонстративно «замораживает» свои страницы в Facebook, а потом на пару с Facebook работает над новым рекламным форматом.
  • Потом Mozilla, ссылаясь на ужасающие последствия пандемии, ради экономии выкидывает на мороз несколько сотен разработчиков, а уже спустя несколько часов радостно сообщает миру об очередном контакте с Google на несколько сотен миллионов долларов.
  • Ну и вот теперь Mozilla, прикрываясь борьбой за мир, молчком удаляет из браузера поисковик Яндекс. И плевать, что есть договор! Главное – найти подходящее объяснение.

Кстати, пока поисковик довольно легко добавить вручную:

  1. Зайдите в настройки и включите отображение поисковой строки (по умолчанию браузер показывает только адресную).
  2. Зайдите на главную страницу Яндекса.
  3. Перейдите в поисковую строку и в выборе поисковиков нажмите «+».
  4. Теперь остаётся вернуться в настройки и изменить поисковик по умолчанию.

Не то, чтобы я был таким уж фанатом Яндекса, но и лишать пользователей привычного функционала как-то некрасиво. Если вам так неприятно работать с Яндексом, могли бы просто вернуть им деньги.

#Mozilla #Firefox #браузеры