Это не будет очередная история успеха о том, как я переехала за границу, трудилась в поте лица, работала и одновременно училась, а затем достигла небывалых высот благодаря своим мозгам и невероятному трудолюбию. Это будет "история наоборот")
Наверняка вы знаете об эмигрантах, которые, переехав, годами и десятилетиями живут в тесных национальных общинах (на Брайтон Бич)), не учат язык, не пытаются адаптироваться в среде и совершенно не волнуются по этому поводу. Этакие лентяи-потребители-переселенцы. Во всяком случае, пока я жила в Москве, часто о таком слышала от приятелей, уехавших на ПМЖ за границу.
Такое явление, конечно, слегка меня удивляло, потому что, ну, раз уж ты принял решение поменять страну проживания, то логично было бы вливаться в среду местных жителей, чтобы как можно скорее адаптироваться и чувствовать себя «своим». А язык - вообще обязательная опция. Но, поскольку переезжать куда-либо я никогда не хотела и не собиралась, эмиграция — вообще не моя история, то не очень сильно задумывалась: пожала плечами, удивилась, живу дальше.
Как вы понимаете, жизнь повернулась так, что я оказалась в чужой стране — в ситуации, которой вообще никогда не могла для себя ни представить, ни предположить. И вот я — та самая «лентяйка-переселенка», которая уже почти три года живет в Германии, не работает здесь во благо местной цивилизации и совсем не говорит по-немецки. Как же так получилось?
В марте 2019 года мы с мужем наконец-то воссоединились на территории ФРГ. Ждали год, пока я улаживала дела с документами и прочими формальностями. Переехала с двумя детьми, 11 и 5 лет. Так было лучше для всех, муж не мог уехать ко мне в Россию по объективным причинам. Первые несколько месяцев мы жили очень тесно, потому что в квартире 4 комнаты, а у мужа еще двое сыновей, взрослый и подросток. И тесно, и трудно в материальном смысле. Мы были к этому готовы — к тому, что первые полгода или даже больше будет нелегко, этот переходный период был ожидаем, подробности и причины опущу, в рамках этой темы не так уж оно и важно.
Несмотря ни на что, мы были невероятно счастливы. После года раздельного проживания нам, симбиотикам, никакие трудности не казались непреодолимыми. Видимо, мы окончательно раздразнили мироздание, потому что уже через два месяца после нашего переезда выяснилось, что я беременна. Да-да, и со взрослыми тетями и дядями предпенсионного возраста, оказывается, случается такая белиберда)
Итак, мы, конечно, помучились с принятием решения, но решили рожать. Тем более - а вдруг это будет девочка?
До конца лета я токсикозила и пыталась привыкнуть к своему во всех смыслах новому положению. Беременность сбила все наши планы. Не забывайте, что со мной был еще и пятилетний сын, которого не на кого было оставить, который тоже скучал по родине, которым нужно было заниматься и помочь. В детском саду рядом с домом его уже ждали в конце августа, нам очень повезло, потому что с садиками в Берлине огромные проблемы. Но в последний момент выяснилось, что у ребенка не хватает важной прививки от кори, без нее здесь не принимают в детские учреждения. Поэтому мы потеряли еще полтора месяца (пока он болел, пока сделали прививку, ну, вы понимаете, как это бывает с детьми). В результате Петька пошел в садик накануне своего шестилетия, в конце октября.
К этому времени, даже раньше, я уже нашла небольшую подработку «на удаленке» - в качестве работника отдела маркетинга в одной из московских компаний. Как вы понимаете, речь об удаленке в немецкоязычном пространстве и не шла) Все неофициально, зато какой-то заработок, и это лучше, чем ничего.
И да. Скоро мне должно было исполниться 45 лет. А это значит, пора менять российский паспорт. С Россией прощаться я не собиралась и всегда держала в уме вероятность скорого возвращения, если в Германии будет совсем уж неприемлемо. И да, в России у меня жилье, старшие дети... Как без паспорта? В общем, Петька успел походить в немецкий садик только пару недель и в середине ноября мы с ним уехали в Москву, менять мой паспорт. Дочка осталась с мужем, потому что училась в школе и дергать ее оттуда в период адаптации негуманно, да и трудно это здесь вне каникул.
Немного возвращаясь назад, напомню о моей беременности. Еще в августе мы узнали, что наш малыш — не девочка) и что у него врожденный дефект стоп - тяжелая косолапость. В течение некоторого времени мы сдавали разные анализы, чтобы убедиться в том, что генетических проблем, часто сопровождающих врожденную косолапость, у ребенка нет. То есть во всем остальном он абсолютно здоров. Косолапость исправляется после рождения по специальной методике. Да, это трудно, но после лечения такой ребенок неотличим от других и может жить полноценной активной жизнью. В общем, хорошо что мы были предупреждены и готовы.
Максим родился в начале февраля 2020. Ему еще не было недели, а мы уже ехали в клинику, где лечат это заболевание. Начали еженедельное гипсование по методу Понсети: поездки в клинику - раз в 7 дней, причем, к 8 утра, как на работу. Клиника в двух часах езды. Было не скучно около трех месяцев) Затем операция, снова гипс, ношение брейсов — на этом подробно не останавливаюсь, писала вот здесь. Сейчас все хорошо.
А потом еще и грянул ковид. Исчез Петин садик. Учеников школ также перевели на удаленку. Мы вместе со всеми постигли радости карантина) Плюс поздние роды и младенец, да еще и с проблемами по здоровью, кормление грудью, бессонные ночи, пусть небольшая, но подработка, куча других текущих дел, которые также тормозились закрытием всего и вся из-за карантина по короне — все это почему-то совсем не способствовало адаптации и изучению такого незнакомого и трудного немецкого языка. И да, с учетом вышеизложенного я постепенно стала себя ощущать где-то на задворках существования. Особенно в рамках всеобщей «эмигрантской успешности».
В общем, так прошел год. Потом заканчивался второй. Давно уже началась какая-то жуткая экзема, нервы тоже ни к черту, я забыла, когда нормально спала хотя бы пару часов подряд (ребенок всю ночь висел на груди, отлучить было трудно, потому что по ночам его беспокоили ножки в брейсах). Ясно было, что ни о каких языковых курсах речь пока не идет. Где-то ближе к ребенкиному году я попыталась брать частные уроки «по скайпу», точнее, «по зуму», но мне не понравилось, потому что интернет-соединение здесь таково, что все наши уроки заканчивались общением по телефону, а это не очень интересно, тем более за деньги из своего кармана и трудностями с логистикой (мне же все время нужно было подстраиваться и под график преподавателя, и так, чтобы кто-то посидел с ребенком). В общем, через полтора месяца преподаватель по личным обстоятельствам не смогла со мной заниматься, а я не стала никого искать на замену.
Итак, почти три года, как я в Берлине. Из них — два малышковых. Настала революционная ситуация: мои верхи больше не хотели, а низы уже больше так не могли) Усилием воли свернула грудное вскармливание, было тяжко, но мы справились. Стала высыпаться. Завела наш блог на Дзене. Параллельно скачала себе на телефон приложение для обучения языкам и погрузилась в немецкий. Полтора месяца рубилась в него как маньяк, потом был мягкий перерыв во время поездки в Москву, сейчас возобновила интенсивные занятия. Толк есть, да. Неожиданно) Конечно, чудес не бывает и я по-прежнему не могу свободно общаться, но прорыв очевиден.
Конечно, не могу сказать, что я очень довольна своим здешним образом жизни. Да что уж там: сейчас совсем не довольна. Сейчас мне не доступны не только языковые курсы - я в целом сильно ограничена в передвижении и свободе выбора занятий, потому что детский сад нам в ближайшее время, видимо, не светит.
Вот такая "неязыковая" история. Радует только то, что у старших детей пока все складывается очень неплохо. Это тема отдельного рассказа. Спасибо за внимание!
С уважением, ваша «лентяй-потребитель-переселенец»)