Госсекретарь США Энтони Блинкен имеет дело со сложностями сохранения индо-тихоокеанских альянсов Америки. Напряженные личные переговоры четырех министров иностранных дел - США, Японии, Австралии и Индии - в Мельбурне следует сравнить с трехдневным обсуждением специальными представителями по денуклеаризации Северной Кореи - США, Японии и Южной Кореи. Корея - в Гонолулу. Сопоставление двух встреч министров иностранных дел, связанных с США, должно пролить свет на то, в чем они согласны, а в чем нет. В то время как у первого есть целый ряд вопросов на повестке дня, включая подготовку к следующему саммиту лидеров четырех стран в мае, второе, сосредоточенное на Северной Корее, завершится в субботу соответствующим заключительным заявлением, выпущенным министрами иностранных дел.
По пути из Мельбурна на Гавайи госсекретарь США Энтони Блинкен также должен заехать на Фиджи, чтобы встретиться с лидерами ряда тихоокеанских островов, и эта встреча явно направлена на то, чтобы отучить их от экономической приманки китайской помощи и инвестиции. В самом начале, будучи поспешно собранными на фоне семи ракетных испытаний, проведенных Северной Кореей в прошлом месяце, за которыми последовало совместное заявление президентов Си Цзиньпина и Владимира Путина от 4 февраля, а также в разгар продолжающейся пандемии Covid-19, афганский кризис и кризис на Украине, а также президентская избирательная кампания в Южной Корее, скорее всего, приведут к столь необходимому оживлению переговоров.
Различные взгляды. Во всяком случае, заседания Четырехстороннего диалога по вопросам безопасности (Quad) за последние четыре года постепенно обнажили не только постоянно расширяющийся устав группы, состоящий из множества подгрупп, но и увеличивающиеся различия в соответствующих видениях четырех государств. В то время как США продолжают продвигать свою программу противодействия Китаю на четверке с Индией, Японией и Австралией - именно в таком порядке – эти страны все осторожнее и осторожнее придерживаются подобного взгляда.
Индию и Японию связывают огромные торговые и инвестиционные связи, а также пограничные споры с Китаем, которые в последнее время стали свидетелями роста напряженности. В то же время США гораздо больше запутались в украинском кризисе, в результате чего их взаимодействие с Индо-Тихоокеанским регионом ослабло. Индия - огромная нация и рынок, а также новообретенный друг США. Но Индия также наиболее активно выступала против милитаризации Индо-Тихоокеанского региона или превращения региона в эксклюзивный клуб нескольких стран, открыто приглашая Китай и Россию стать частью индо-тихоокеанского дискурса.
Кроме того, несмотря на разрекламированные ядерные и оборонные сделки, в Индию так и не поступили никакие американские ядерные технологии, а США являются четвертым по величине поставщиком военной техники в Индию после России, Израиля и Франции. Во всяком случае, США предупредили Индию о санкциях за покупку ею российских ракет С-400.
Южная Корея является еще одним важным союзником США, где внутренняя ситуация в настоящее время меняется. Поскольку президенты в Южной Корее избираются только на один срок, Мун Чжэ Ин не участвует в выборах 9 марта, а обе основные политические партии - Демократическая партия Кореи и Партия народной власти - выдвинули известных правых кандидатов, один из которых станет следующим обитателем Голубого дома в Сеуле. Ожидается, что ни один из этих двух кандидатов не будет соответствовать приверженности Мун Чжэ Ина изучению сближения в межкорейских отношениях.
Будучи либералом и сыном военного беженца, Мун сделал ставку на своем президентском посту на урегулирование напряженности в отношениях с Пхеньяном и усердно работал над организацией двух саммитов между тогдашним президентом США Дональдом Трампом и Ким Чен Ыном. В последнее время он наиболее громко выражал свои опасения по поводу возрождения программы вооружений Северной Кореи. Но, несмотря на все эти достоинства, уходящий режим остается хромой уткой и не имеет большого значения для кандидатов, если вообще имеет.
Аналогичным образом, саммит лидеров Quad был запланирован на май в Токио, и он совпадает с федеральными выборами в Австралии, где опросы общественного мнения показали небольшую вероятность того, что премьер-министр Скотт Моррисон и его коалиция вернутся к власти. На этом фоне ожидается, что переговоры этих двух министров иностранных дел - «четырехугольника» и «треугольника» - завершатся детализацией третьего (второго очного) саммита лидеров «четверки», а также найдут эффективную стратегию замедления, если не ликвидации, ядерной программы Северной Кореи. и ракетные программы.
Американское напряжение. США, находящиеся в самом центре этих инициатив, кажутся слишком перегруженными. Амбициозная мантра администрации Джо Байдена - «Америка вернулась» - затмевается ее стремительным уходом из Афганистана, за которым последовало ее скатывание к украинскому кризису, что делает ее обязательства слишком широкими и слабыми. Например, работая над возрождением своего Индо-Тихоокеанского «квадроцикла», США в прошлом году также запустили еще один «квадроцикл» в Западной Азии, в который вошли они сами, Индия, Израиль и Объединенные Арабские Эмираты.
Самый важный урок продолжающегося украинского кризиса заключается в том, что США потеряли контроль над альянсом НАТО, который поддерживает их глобальное лидерство. Агрессивный тон США и их ближайшего союзника Великобритании больше не поддерживают некоторые члены Организации Североатлантического договора.
На этой неделе в качестве звездного собеседника выступил президент Франции Эммануэль Макрон, за которым последует канцлер Германии Олаф Шольц, пытающийся спасти газопровод «Северный поток-2» стоимостью 11 миллиардов долларов, который должен удвоить импорт газа из России. Шольц как раз принимал у себя национальных лидеров Прибалтики и отговаривал Эстонию от поставок оружия на Украину.
Чтобы не остаться в стороне, даже премьер-министр Борис Джонсон посещает Брюссель и Варшаву и направляет в Москву своих министров иностранных дел и обороны. Опытный премьер-министр Венгрии Виктор Орбан на прошлой неделе посетил Москву для своей 13-й встречи с президентом Путиным и заявил, что в размещении в его стране солдат НАТО нет необходимости.
Даже президент Украины Владимир Зеленский назвал реакцию администраций Бориса Джонсона и Джо Байдена излишне тревожной и непрактичной. Быстро сшитое соглашение о безопасности, AUKUS, также вызвало раздражение между США и могущественным союзником по НАТО, Францией. Но весь этот шквал встреч министров иностранных дел означает, что Китай больше не рассматривает «четверку» как азиатскую НАТО, в то время как Северная Корея воодушевлена тем, что «треугольник» представляет себя как альтернативу шестисторонним переговорам. Недавнее совместное заявление Си и Путина подчеркивает их новое внимание к AUKUS, признавая, что «Квад» сместил свое внимание на более мягкие вопросы пандемии, изменения климата, критических технологий, кибербезопасности и т.д. - Pacific был передан на аутсорсинг AUKUS.
Но уместно спросить, как долго, перед лицом модернизации сотрудничества Китая и России, глобализированной Британии, напористой Франции, коренного населения Австралии или многонациональной Индии, их собственные национальные интересы будут полностью совпадать с интересами США. Все более заметные различия в их восприятии требуют от США пересмотра своих аргументов, позиций и ожиданий.
СВАРАН СИНГХ, профессор дипломатии и разоружения в Школе международных исследований Университета Джавахарлала Неру, Нью-Дели