Всем привет! Возвращаемся с новым выпуском классической рубрики, в ходе которой мы отсматриваем фильмы жанров хоррор и триллер, оставшиеся в стороне, в тени, там где лежит грань сумеречной зоны...шутка конечно, просто хоррор жанр плодовитый, и среди прочих плодов скрываются бриллианты, ну или просто приятные для глаза находки (хотя количество трэша, который попадается к просмотру и не доходит до этих обзоров, поражает воображение).
Новая эра Z
Казалось бы, старых зомби новым трюкам не научишь, однако же, кинематограф раз за разом выдает аргументы против этого утверждения. В инди-драме "От этого песок становится красным" зомби служил элементом мотивации и стал практически приятелем главной героини, которая пыталась дойти через пустыню до аэропорта. В "Париж. Город Zомби" зомби служат декорацией для экзистенциальной драмы героя. Есть "Зомби по имени Шон", в конце концов.
Какую же находку подготовили для нас авторы фильма со столь эпичным названием "Новая эра Z"? Начать стоит с того, что, несмотря на более-менее подходящий к сюжету перевод названия является очередной вольной выдумкой, ведь в оригинале фильм называется "Девочка, что приносит дары". Впрочем авторы фильма также сменили название произведения, по которому снят фильм - "Дары Пандоры".
Пандора тут при чём не только в плане сюжетной подоплёки - эту греческую легенду очень любит главная героиня фильма, девочка Мелани. Мелани обучается грамоте и прочим наукам в образовательном центре на хорошо охраняемой военной базе, и с самого начала зритель, наблюдая её день, понимает, что свобода девочки, как и других учеников, строго ограничена - их привязывают к креслам и отвозят в класс, а вечером вновь запирают в одиночных камерах. Но дело тут не в экспериментальном подходе лечения СДВГ. Дело тут, конечно, в зомби.
Зомби там, снаружи, и их очень много - после распространения на Земле опасного вируса, вызываемого грибком, практически всё население превратилось в ходячих мертвецов. Выжившие обитают в хорошо укреплённых милитаризированных базах, где учёные попутно ставят эксперименты на обнаруженных зомби второго поколения. Эти дети-зомби предположительно представляют огромную ценность - вирус в них пережил мутации, так что данные индивиды способны не только мыслить и обучаться, но и контролировать свои рефлексы.
Впрочем, контролировать они их могут до известного предела - в ходе одной из сцен учительница Хэлен чуть не переступает этот предел, подвергая свою жизнь опасности, когда входит к Мелани в камеру, не воспользовавшись специальным спреем. Впрочем, теплые отношения между ними из-за этого не портятся, и в ходе атаки зомби укреплённой базы, оказавшейся не такой уж укреплённой, Мелани спасает Хэлен от зомби, и заодно впервые познает вкус плоти.
Так как база больше не является таковой, Хэлен и Мелани отправляются на поиски других укреплённых районов, правда, к неудовольствию фанатов игры "Одни из нас", которые были основной целевой аудиторией фильма наряду с почитателями творчества автора книги Майка Кэри, отправляются они не вдвоем, а в компании двоих военных и доктора Колдуэлл, которая пытается закончить свою миссию по поиску вакцины.
Конечно, как в любой хорошей истории, цели их меняются в ходе путешествия, герои находят мобильную бронированную базу, где Колдуэлл всё ещё настаивает на эксперименте, тогда как остальные всё больше воспринимают девчонку не как подопытную, а как человека. Сама Мелани же находит группу таких же, как она, детей, которых правда никто не обучал ни грамоте ни самоконтролю, а кроме того - делает важное открытие, которое влияет на скорую развязку.
Если с технической точки зрения придраться практически не к чему, как и к игре актеров, то с подачей и логикой есть проблемы - история вышла какой-то скомканной, как и все изменения взаимоотношений героев. Особенных находок картина не предлагает - те же быстрые зомби, те же выжившие, те же попытки найти лекарство. Стоит сказать, что с новыми трюками проблема есть и оригинальной книги - очень уж сюжетная механика развязка схожа с романом Мэтисона "Я легенда" (заметьте, речь не о фильме с Уиллом Смитом, там весь сюжет перековеркан).
По итогу - неплохой фильм на вечер, который не дотягивает до интересных героев и их взаимодействий уровня "Одни из нас", а также теряет некоторую логичность повествования оригинальной книги.
Сомния
Ещё один фильм ужасов, репутацию которому в нашем прокате "сделал" перевод названия и прокатный постер. Вкупе с непонятным словом "Сомния", которое на латыни означает просто "сновидение" жутко-липкий постер скорее отталкивал от картины, чем вызвал желание посмотреть её.
Впрочем, в данном случае и оригинал отличился в ту же сторону - название "Before I Wake" ("Прежде, чем я проснусь") звучит как название песни металл-группы, а постер с бабочкой вызывает ассоциации с чем-то очень трэшовым и низкобюджетным.
На самом же деле за всем этим стоит следующая после нашумевшего "Окулуса" полнометражная работа Майка Флэнегана, уже ставшего на сегодня мэтром жанра хоррор. И надо сказать, в "Сомнии" Флэнеган демонстрирует то же, что и во всех своих работах - знание законов жанра, понимание органики стиля и трудолюбие, трудолюбие и трудолюбие.
Вообще, начало этой картины и выбранный сеттинг - большой частный дом, куда родители, недавно потерявшие ребенка, привозят из приюта мальчика Коди - вполне работают на сложившееся из-за названия и постера впечатления. Но стоит дать "Сомнии" шанс, и она способна удивить.
Итак, супруги Джесси и Марк, каждый по-своему, пытаются справиться с горечью от потери маленького сына Шона, но оба они приходят к мысли, что усыновление ребенка может стать верным шагом на пути к исцелению. Однако, появление в доме Коди не только не способствует попыткам забыть о потере, но наоборот, оживляет воспоминания с новой силой. В самом прямом смысле.
Дело в том, что оговоренные работниками приюта расстройства сна, которыми страдает Коди связаны не с дистрессом из-за пребывания в детском доме, а с невероятной особенностью мальчика - его сны способны буквально оживать, и образы из сновидений Коди заполоняют реальное пространство. После трюков с бабочками, которыми Коди увлекается, как позже выяснится, в попытках управлять содержимым сновидений, супруги встречаются с погибшим сыном, которого Коди видит во сне. Несмотря на сопротивление Марка, который считает, что использовать Коди для встреч с Джейкобом - плохая идея, Джесси, не может отказать себе в этих утешительных видениях.
Но вскоре выясняется, что именно пугало Коди в его способности - несмотря на то, что он рад угодить новым родителям, он не может полностью контролировать сны, откуда в реальный мир начинает снова прорываться монстр из подсознания мальчика - жуткий Канкер. Джес, одержимая желанием снова увидеть сына, не уделяет должного внимания ни монстру ни самому Коди, так что в один из вечеров она даёт мальчику снотворное, и в результате его не удается разбудить, а Канкер забирает в свой мир Марка. Приехавшая полиция забирает Коди, а Джесс, лишённая родительских прав, остаётся в одиночестве, и начинает свое расследование, которое, конечно, приводит её в психиатрическую клинику к бывшему приемному отцу Коди.
Самое интересное в "Сомнии" это то, что при абсолютно стандартизированных входных данных, авторы умудряются рассказать крепкую историю с необычными решениями и поворотами и с доброй моралью. Флэнеган берет типовое пространство дома в спальном районе, наводняет типовыми персонажами с травмой, проигрывает типовую набившую оскомину тему ребенка из приюта и странностях, приехавших вместе с ним, ведёт персонажей через типичные сцены расследования с обязательным посещением психушки - и наполняет всё это интересными решениями, замешанными на юнгианской психологии и необычным взглядом на феномен монстра из сна.
Эффектных скримеров и упражнений в крутых спецэффектах тут искать не стоит, зато здесь есть интересное раскрытие темы защит психики и посыл о том, что любовь и принятие может победить.
Живое
Пока космические корабли бороздят большой театр, музыканты в оркестровой яме судорожно перебирают классические музыкальные темы, чтобы подобрать нужную в зависимости от разворачивающихся событий. То ли вдарит трилловый марш Джона Уильямса, то ли помпезное сочинение Штрауса "Так говорил Заратустра". Устраивайтесь поудобнее, сегодня на музыке Джон Экстрэнд со своими мрачными оркестровками.
Сразу стоит сказать, что саундтрек получился неплохой. Как и вся техническая оснастка, всё же 60 млн.долларов бюджета явно пошли в дело - картинка хороша, начинка космического корабля впечатляет, детали и костюмы продуманы, даже надписи на русском не простой набор букв. Актерский состав тоже впечатляет - тут вам и вдумчивый Джиленхолл в роли доктора тихони, и органично вошедший в роль бравадного героя Райан Рейнольдс, и Ольга Дыховичная в роли бесстрашной россиянки-капитана экспедиции, и Ребекка Фергюсон и Бакаре с Санадой.
Все эти герои решают важную задачу - они должны захватить возвращающийся с Марса модуль с образцами пород и исследовать их прямо на МКС - а актеры пытаются справиться с задачей придать героям больше глубины - тут вам и экзобиолог с парализованными ногами, осуществивший мечту попасть в невесомость, и инженер, который ожидает рождения ребенка и даже наблюдает за этим в прямом эфире.
Вот только тут как раз у фильма большие проблемы - во-первых, как ни стараются актеры, а они стараются, герои не выходят очень уж живыми со своими надуманными диалогами, к тому же логика сценаристов со всеми этими трюками проседают, помещение в столь экстремальную среду в ситуацию, в которой важно критическое мышление, людей, занятых совершенно другими переживаниями, не очень похоже не правду. Впрочем, у всех людей есть проблемы, и каждый может ошибаться. Так что это история ошибок, ошибок очень дорогостоящих.
Но начинается всё с праздника - экипаж чествует героического Рейнольдса, которому удается перехватить модуль, а уж когда выясняется, что образец с Марса проявляет признаки живого существа, начинается просто помешательство, в том числе на Земле, где в ходе конкурса марсианину дают имя Кэлвин. К слову, марсианин не выглядит, как Алан Тьюдик без маски, это просто небольшой многоклеточный организм, однако, способности его, как выясняется, не сильно уступают тому же засланцу из сериала SyFy - скоро экзобиолог Хью Дерри обнаруживает, что каждая клетка пришельца способна автономно исполнять любой жизненно важный функционал.
Тут то восторженный Хью и допускает первую серьезную ошибку - в следствие разгерметизации отсека чужой впадает в анабиоз, а попытка "разбудить" его электрошоком приводит к ответной агрессии - Кэлвин ломает руку Хью и покидает камеру. Спасая потерявшего сознание биолога супергерой Рори-Рейнольдс пытается убить чужого с помощью газовой горелки (весьма эффектная пушка получилась, не поспоришь), но оказывается заложником марсианина.
Вскоре в заложниках оказывается весь персонал станции - пытаясь отрезать Кэлвину путь в другие отсеки, они быстро понимают, что столкнулись с настоящим монстром, высокоадаптивным существом, которое оказывается умнее и проворнее всех, движимое жаждой жить.
Именно в этом посыл названия - можно бесконечно рассуждать, какие майки будут носить пришельцы, привезут ли они нам новые технологии или захотят погрузить всех на борт своего звездолёта, чтобы съесть на лэнч - по факту инопланетная сущность может выглядеть и общаться как угодно, но если будет стоять вопрос о выживании вида, победит тот, чья воля к жизни будет сильнее.
Жаль, но в "Живом" многое получилось как раз таки не особенно живым - герои и диалоги, логика и поступки вызывают вопросы. При этом техническая сторона и набор актеров впечатляют, как и саундтрек. К жанру хоррор фильм отнести нельзя, это скорее космическая фантастика с элементами хоррора, что не мешает посмотреть и составить свое мнение.