Как перевести сотрудников на самозанятость? Если очень коротко: никак.
А если подробнее, то ещё в 2019 году ФНС и Роструд договорились об обмене данными для поиска ИП и компаний, которые переводят штатных работников на самозанятость для экономии на взносах и налогах. Полная цифровизация банковской и налоговой сферы помогает обнаружить не только простые схемы с одним и тем же юрлицом, но и более продвинутые: например, с использованием ООО-однодневки или ИП-подрядчика с большим количеством бывших сотрудников/нынешних сотрудников.
Если ведомства найдут такие «серые схемы», то не только пересчитают налоги и взносы, но и добавят сверху штрафы. Возможно, даже приостановят деятельность компании на срок до 90 дней. Поэтому не стоит искать способы сэкономить на обязательных налогах, и лучше оптимизировать нагрузку изнутри: например, вывести весь отдел на аутсорс или искать новых сотрудников уже самозанятыми.
Никаких исключений нет. Работать с бывшим сотрудником как с самозанятым можно, но только если с момента его увольнения из вашей компании прошло больше 2 лет. Если начнёте сотрудничать раньше — будете платить страховые взносы и налоги по ставке как за штатного сотрудника. Более того, даже договор оказания услуг могут признать рабочим, если там будут ежемесячные выплаты за одни и те же услуги.