Вот какой диалог состоялся у меня с профессиональным журналистом В.Л. - смотрите на скрин. Точнее, это не диалог, а его завершение. Как видите, критик А.Ш. предъявил свой ультиматум, а писатель-журналист В.Л. вызов принял.
Он выставил на рецензию в литературном сообщество Пердимонокль свой текст «К слову общему говоря». Я его прочёл.
Сами понимаете, рецензент (т.е., я) был настроен решительно и воинственно. В голове кипела смесь раскалённых фразеологизмов.
– Не будет пощады! – мысленно лелеял он свою месть.
И вот результат.
Поехали.
Объём рецензируемого текста небольшой, из девяти абзацев. С первых строк ясно, что это эссе, причём в самом свирепом виде. Мне пришлось трижды прочесть его, чтоб приступить к осмыслению текста.
Вот основные тезисы.
- Верно ли то, о чём мы пишем, как о своём сокровенном открытии?
- А твоя ли это мысль? Многих осеняло до тебя, учти это!
- Будь осторожен. Слово может оказаться и оружием и лекарством. (Я здесь поменял бы порядок слов «оружие» и «лекарство»).
- Нужно ли это другим?
- Удалось ли тебе плодотворно высказаться, покажет только будущее.
Что это? С какого конца разобрать подобный текст?
Начну с определения содержания нашего эссе – это предостережение художнику. Автор говорит о возможных разочарованиях на творческом пути.
Далее, это не текст молодого человека. В начале пути мало кто задаётся такими вопросами. Молодые творческие силы требуют выплеска, без оглядки на предшественников. Стало быть, написал человек с жизненным опытом.
Наконец, возникает вопрос – для чего написано это предостережение? Молодые не воспримут, старые уже совершат все положенные им ошибки.
Друзья, у меня есть ответ.
В авторе прорезалось то, чего нет в молодых. Я знаю это по себе. А именно – внезапно подступающее острое сочувствие миру. Это чувство иррационально и беспричинно. Оно возникает внезапно в немолодых наших головах. Вдруг начинает казаться, что жизнь это смертельное балансирование над бездной. Шаг в сторону – и ты пропал. Кажется невозможным, чтобы молодые повторили всё то, что пришлось пережить тебе. Сердце сжимается тревогой и хочется им чем-то помочь.
Отсюда рождаются трактаты мудрецов о том, как надо жить. Отсюда усиленная забота дедов о своих внуках. И наше эссе родом отсюда же.
Неважно, что все усилия окажутся напрасными. Ведь ещё никому не удалось опровергнуть простую житейскую истину – люди учатся только на своих ошибках. Повторюсь, это неважно. На мой взгляд, немолодым людям, которые ощутили в себе такую бескорыстную тревогу за всё вокруг, удаётся опровергнуть кривые домыслы недалёких озлобленных людей о человеке, как о низменном и предательском создании. В понимании обывателя, человек недостоин уважения. Обыватель не в состоянии оценить тот интеллектуальный восторг, который может доставить общение с умным и незлым человеком. Кошечки и собачки заменяют обывателю человеческую кампанию. И пусть.
Владимир Лукашук доказывает, что человек может подойти к зрелой поре без озлобления и ненависти.
В своём тексте автор с лёгкой иронией отзывается о плагиате. Когда рассуждает о неизбежности непроизвольного повторения чужих мыслей. Я разделяю такую иронию. И совершенно не закатываю глаза в притворном ужасе, когда кто-то заимствует чужие строки ради благородного дела.
Поэтому в завершении своей рецензии я и сам воспользуюсь чужим текстом.
Если человечество не будет забывать старое, молодым не останется поля для применения своих сил.
Однажды мы исчерпаем искусство – если не научимся использовать его вторично, как другие природные богатства.
Искусство как сон. Сны должны забываться на рассвете.
P.S.№1 Лукашук! Я не отругал вас в этот раз. Неизвестно почему. Наверное, потому, что вы написали неплохую штучку. Но в следующий раз – caput, т.е., kaput!))
P.S.№2 Друзья, напомню вам. Прочесть эссе «К слову общему говоря», а также получить рецензию на ваш художественный текст объёмом не более 15 000 знаков вы можете в литературном сообществе "Пердимонокль". Ссылка: https://yandex.ru/q/loves/95d278b6-a4b9-41d1-891f-cae4cbc19879/feed/main/