Недавно товарищ в комментариях поделился мнением, что, если человек не может взмахом руки купить себе телефон за 20 тысяч, то человек этот существует, а не живет, и никаком образом не может считаться средним классом.
Так... Короче... Нищета...
Нет, он это беззлобно сказал, не так, как обычно у подобных товарищей получается, и даже пожелал автору процветания. Но вопрос "насколько такое мнение объективно оценивает специфику современных реалий?" остается открытым.
Честно говоря, покупка телефона за "какие-то" 22 тыр, да еще под день рождения супруги, на который нужно было погулять, хоть и не явилось для меня чем-то из ряда вон выходящим, но и не сказать, чтобы далось легко.
Ведь текущие расходы никто не отменял, да и идеальное время для инвестиций пропускать не хотелось. Пришлось слегка выгрести финансовую подушку и пару дней жестоко экономить на кофе и шаурме - страдать в общем, предаваясь в нищете грустным мыслям.
И, конечно, стоило только выгрести подушку, как оказалось, что примерно 7 к придется потратить на машину - и сцепление ей купи, и трубки с антифризом и парочку тормозных шлангов с жидкостью... Беспредел!
Напоследок же, как контрольный в голову, приключилась очередная по списку пИчалька, я бы даже сказал пИчаль: мой собственный недобитый жизнью "Ван плюс 3" в очередной раз решил, что я должен поменять экран за 5 тысяч...
И, если первый раз я менял экран после того, как телефон выскользнул на кухонный линолеум из кармана домашних шортов, и рухнул со страшной высоты сантиметров тридцать, то сейчас ему даже повода не пришлось искать.
- А нечего, - говорит, - было носить в меня в сумке вместе с зарядным устройством и трястись по русским дорогам.
В итоге, я решил, что каждый месяц вставлять экран за 5 тысяч в телефон общей стоимостью 10 - излишняя расточительность, психанул и купил второй такой же, как у жены.
И да, денег не было, а покупку пришлось оформить в рассрочку через Тинькофф. И это - не реклама, а констатация факта. Есть там такая функция, позволяющая оформить покупку больше 1000 р. в рассрочку, заплатив за оформление "небольшой" процент.
Грубо говоря, выходит эдакий кредит примерно под 10-12% годовых.
А Тинькофф еще и опрос присылает:
- А почему вы решили воспользоваться рассрочкой?
- А что вам в ней понравилось?
- Как вам отсутствие процентов?
Ответы прямо сами собой напрашиваются:
"Почему-почему воспользовался... По кочану! Потому что денег нет, а телефон мне, мать вашу, чтобы работать нужен. И нет, я не тупой, я понимаю, что плата за оформление ничем не отличается от процентов по кредиту - и там, и там нужно отдавать деньги. Одинаковые, как бы ваши маркетологи их не называли. Даже наоборот, ваша рассрочка хуже, потому что кредит досрочно погасить можно и проценты вернуть, а от вашей "платы за оформление" не избавиться.
И воспользовался я вашей рассрочкой только потому, что в других банках нужно посещать дурацкие офисы и брать справки в налоговой о своем доходе самозанятого. А здесь я кнопку нажал и все. Я даже выплачу вашу рассрочку заранее, потому что само ее существование меня бесит!"
В общем, я к чему это все подводил, друзья. К тому, что, когда для человека есть рабочий инструмент и есть в нем необходимость - он это в первую очередь купит. И не важно, придется ему, как мне, выбросить 50 тысяч за месяц или влезать в кредиты на 10 лет.
Поматерился я, короче, на старый телефон, поматерился на новый, на кредит поматерился, поматерился на то, что денег в карманах не осталось, и нужно, как обычно, задницу рвать...
А потом подумал, что ничего, собственно, не изменилось, ибо рвать ее нужно было всегда. Взял себе хороший мокко с клубничным сиропом, купил все таки шаурму и пошел, наконец, работать... Писать о тяжелой жизни и нищете людей. )))
Но проблема в том, друзья, что писать о тяжелой жизни и нищете людей мне постоянно мешают комментаторы: ибо во дворах у них кишмя кишат дорогущие машины, свидетельствующие о сытой и богатой жизни среднего класса.
Вот сегодня я и решил поговорить о наших дворах.
Разумеется, говорить мы будем не абстрактно, и уж точно не спросим мнения подруги из Китая, а используем самое эффективное средство: собственные глаза.
Да, я знаю, что этот способ слишком прост и дебилен, чтобы быть гениальным, но... Разве вы ожидали от меня чего то другого? О_о
Короче, друзья, давайте прямо здесь и сейчас посмотрим в окно?
Итак:
- Две Оки, включая мою. Еще две, как ни странно, вчера уехали. Я думал, не раскопают.
- Три штуки жигуля аля "тазы валят!" и четырка (картошку удобно возить),
- Две Нивы для прохождения суровых смоленских дорог,
- Одна 7-ка и две 10-ки... от бати,
- Штук 5 рабочих лошадок бюджетного ценового сегмента (Логан, Сандера, Тигуан, Пассат),
- Одна шкода Октавиа,
- Шедевры отечественного автопрома: две Калины и Приора,
- Две убитых Газельки,
- Еще парочка непонятных, заметенных снегом представителей старинного японского рода с гнилыми порогами, которые, если куда и поедут - то только в металлолом и только как в мультике "Ну-погоди".
Это все, конечно, условно, - я с высоты своего этажа и ошибаться могу, но здесь и сейчас под моим окном нет ни одного авто, стоимость которого в том виде, в котором оно есть, превышала бы миллион.
Еще один стандартный смоленский двор, недалеко от моего дома. Снял, когда с утра бегал до Пятерочки.
На самом деле даже для Смоленска этот двор - жесткий, обычно ситуация лучше, но, увидев его, я и решил написать эту статью.
А вот я вчера вечером возвращался со слота:
То, что вы видите на фотографиях, это - пусть не элитные коттеджные поселки, но и не Заднепровский район города, где бомж, выглядывающий из землянки, скорее удивляется, чем удивляет... Эти дворы - та самая золотая середина, где живут обычные рабочие люди. Средний класс.
Иногда в этих дворах проскакивает очередная Беха, иногда приличный внедорожник с глухим ревом начинает ворошить снег... Но, если посчитать их процент в общей массе автомобилей, математика окажется куда более жестокой, чем наши радужные ожидания.
Впрочем, давайте о математике. Если, например, мой двор облазить с трех сторон, и учесть стоянку возле магазина, то получится что на три дома, в каждом из которых 6 подъездов по 40 квартир, найдется всего десятка два приличных автомобилей в хорошем состоянии, стоимостью немного за миллион.
А три дома - это 620 квартир - а значит 620 семей в среднем по 3 человека, на которых приходится, пусть, 30 приличных авто (давайте допустим, что еще 10 где-нибудь на работе).
И что мы имеем? 1.6 % людей имеют машину, которую не стыдно показать соседям.
А еще мы забываем, что, если в семье есть хоть один приличный предприниматель или депутат, то вся его семья, вплоть до грудных детей, будет иметь как минимум по новенькому Кошкаю на вырост. И я не шучу - это из жизни.))
Можно, еще обратиться к официальной статистике:
Правда, у этой статистики есть свои нюансы:
Во-первых, она получена онлайн опросом посетителей сайта "За рулем". Это все равно, что спрашивать на форуме кошатников, "а есть ли у вас дома котик?"
Во-вторых, в Москве и Питере проживает очень большой процент людей, а в сравнении с регионами - это вообще другая страна.
В-третьих, какие автомобили стоят во дворах простых российских городов, и считаются машинами - вы видите сами.
Вот вам еще интересные цифры... Мне их приводили в комментариях. Казалось, бы... разница между Россией и странами Европы не так велика...
Только... Это в богатых регионах мы чуть-чуть приближаемся к Европе. Бедные же... Догоняют и перегоняют Украину.
Теперь о том, что значат эти цифры. А значат они, что при расчете стоимости среднестатистического авто во дворе нужно учитывать, что купили его не сейчас, по ценам сегодняшним, которые, разумеется, на волне инфляции подросли, а в лучшем случае лет 10 назад.
Кстати, о ценах. Рено Логан - это сейчас самая популярная машина в наших смоленских дворах, наравне с Калинами и Приорами.
Почему? Потому что, стоимость их - 500-700 тысяч рублей, что, если раскидать лет на 5 лет, обойдется в 10-15 тысяч в месяц.
То есть, даже мне, как человеку совсем небогатому, не так уж сложно выбрасывать из бюджета 10-15 тысяч. Просто нужно понимать, что помимо этих платежей, машина как пылесос выкачивает деньги. Страховка, налог, ремонт, ГСМ, штрафы...
Ага, и даже Ока, которую я ремонтирую практически сам, требует немалых расходов.
Так вот, лично мне нет никакого смысла брать Приору в кредит. Зачем? Работа моя на машине не повязана, детей и дачи возить картошку у нас нет, металлолом не копаю, а из-за бабули, которая себя обслужить не может, путешествия нам с женой доступны разве что на один день - на озере искупаться.
Однако, в нашем славном городе (разумеется, к счастью) живут не только блогеры Дзена. И машины этим людям нужны не чтобы как мне, Яндекс еду возить для контенту, а летом пробираться в лес за грибами, а нужны серьезно. Обстоятельно. Для работы и быта.
Вот и берут, либо подержанную, либо в кредит. Ничего удивительного, ведь среднестатистический доход даже небогатой семьи складывается из зарплаты мужи, жены, и пенсий стариков - он все равно порядка 80-100 тысяч в месяц.
Вот и получается, друзья, что некие абстрактные машины за много лямов, которые бы свидетельствовали о том, что мы живем дорого и богато, они, конечно, на наших улицах есть... Если поискать... Но только свидетельствуют они об этом... уж как-то сомнительно.
Я же, в свою очередь, соглашусь с комментатором из начала статьи, что если какая-то покупка дается уж слишком тяжело, не нужна для работы и бизнеса и является событием в вашей жизни из ряда вон выходящим, то все-таки лучше не брать кредитов, а работать, повышать доход и вкладывать деньги.
А вот "как правильно выбрать проект для инвестирования, который принесет вам деньги, а не разочарование" читайте на канале "Матрица финансов с Еленой Зайцевой".
И да пребудет в вашем дворе красненькая Ламборгини без крыши! )))
Хотя, пожалуй, нет... Тяжеловато ей будет нашей зимой...