Ныне почивший Умберто Эко – возможно, один из самых знаменитых итальянских интеллектуалов. Профессор семиотики, ставший писателем только в зрелом возрасте, всю свою жизнь посвятил текстам в самом широком смысле этого слово. Причем областью его интереса были не только средневековые фолианты, но и произведения массовой культуры. Даже комиксы он считал достойными внимания и тщательного изучения.
Так уж сложилось, что мне довелось прочитать все романы Эко (и, к величайшему сожалению, лишь несколько его научных работ). Поэтому как большой поклонник и (отставить лишнюю скромность!) знаток его творчества, я давно составил своеобразный рейтинг его художественных произведений. Итак, предлагаю его на ваш суд. Ради сохранения интриги, начну с самого конца списка.
Остров накануне (1994)
Главный герой романа, дворянин XVII века Роберт де ла Грив оказывается заперт на оставленном командой корабле. Вскоре молодой человек обнаруживает, что его представление о полном одиночестве ошибочно, и компанию составляет монах-иезуит. Вместе они ведут пространные рассуждения о географическом устройстве еще столь мало изведанного мира, ведут пространные философские диспуты (что, в принципе, свойственно многим романам Эко), а также пытаются найти способ покинуть свою плавучую темницу. Любопытно, что сюжет этого романа меньше всего отложился в моей памяти. Кроме того, достаточно сильно смущали множественные отсылки на произведения, практически неизвестные для русскоязычного читателя. Поэтому в моем субъективном рейтинге «Острову накануне» отводится последнее место.
Имя Розы (1980)
Первый роман писателя, который и принес Эко мировую славу. Знаменит также тем, что по его мотивам режиссер Анно снял фильм (Эко данную экранизацию, кстати, не оценил). Действие разворачивается в монастыре на севере Италии, куда главный герой Адсон попадает в сопровождении бывшего инквизитора Вильгельма Баскервильского. Персонажи распутывают череду загадочных смертей, страдают от козней слепого библиотекаря Хорхе, рассуждают о серьезных богословских темах, а также пытаются завладеть единственным экземпляром второго тома «Поэтики» Аристотеля. Несмотря на мастерски созданный «саспенс», значительная часть книги – это попытки читателя продраться через богословскую терминологию и не потерять нити рассуждения вечно спорящих персонажей. Ну, лично у меня книга шла достаточно тяжело.
Нулевой номер (2015)
Последний роман писателя, который, как мне кажется, вышел в значительно мере незаконченным. Немудрено, ведь на тот момент Эко был уже очень старым и больным человеком. Да и объем книги в 2 раза меньше, чем привычные толстые романы. Продолжая основную нить «Маятника Фуко» (о котором ниже), Эко поднимает подробно раскрывает тему теорий заговора, которыми и поныне грешат многие СМИ. Перед нами довольно захватывающий интеллектуальный детектив, который, надо сказать, обрывается достаточно быстро и неожиданно. Создается впечатление, что Эко, в силу указанных выше причин, попросту оборвал задумку на середине, придав произведению более-менее законченный вид.
Пражское кладбище (2010)
«Пражское кладбище» посвящено теме антисемитизма, в частности, знаменитой подделке прошлого века под названием «Протоколы сионских мудрецов» (запрещено на территории РФ). Главный герой Симоне Симонини – достаточно мерзкий персонаж. Обжора, фальсификатор, да и негодяй во всех смыслах. Но именно он оказывается в центре политических интриг предвоенной Европы, которые привели к известным печальным последствиям. Захватывающий сюжет романа периодически перемежается с совершенно невыносимыми по своей скуке пассажами (что же, издержки интеллектуальной литературы). Насколько помню, это единственный роман Эко который я забросил на середине, и лишь спустя несколько месяцев нашел в себе силы дочитать до конца.
Баудолино (2000)
«Баудолино» - это попытка написать фентезийный роман с точки зрения человека Средневековья. Как и в произведениях Толкина и его младших коллег, персонажи все время куда-то идут. Причем помимо обычных людей в эдаком аналоге Братства Кольца тоже есть место вымышленным существам. В поисках легендарного царства Пресвитера Иоанна веселая компания не только пересекает всю европейскую Ойкумену, но и попадает в страны, созданные фантазией средневековых географов. Здесь мы встречаем не только традиционные для Эко отсылки к средневековым опусам и легендам, но и занимательный приключенческий сюжет. Поэтому ставлю «Баудолино» на заслуженное третье место.
Маятник Фуко (1988)
В «Маятнике Фуко» есть все: и мистика, и детектив, и теории заговора, и погони, и даже несколько любовных линий. Навсегда запомнил характеристику одного из персонажей: «однажды он понял, что ему не светит роль главного героя, и выбрал себе роль умного наблюдателя». Собственно, роман о том, как несколько друзей забавы ради придумали теорию заговора, которая, спустя некоторое время, стала жить собственной жизнью, завоевывая все большее число последователей. И кстати, с философом Мишелем Фуко книга не имеет прямой связи. Маятник Фуко – это специальное устройство, с помощью которого физик Леон Фуко смог наглядно доказать вращение Земли. Второе место хотелось бы присудит роману в частности за то, что «Маятник Фуко» задолго до «Кода да Винчи» поднял тему всеобщего помешательства на теориях заговора. Причем, если Браун эту веру в какой-то степени пестует, то Эко еще в 1988 году доказал всю несостоятельность подобных умозаключений и откровенно посмеялся над недалекостью их адептов.
Таинственное пламя царицы Лоаны (2004)
Итак, заслуженное первое место. Первый и единственный иллюстрированный роман Умберто Эко. Иронично, что его я читал «Пламя…» в электронном виде, поэтому все картинки приходилось разглядывать в черно-белых версиях. Итак, главный герой романа после перенесенного заболевания полностью теряет память. Поэтому, прибыв в дом своего детства Ямбо начинает по крупицам восстанавливать свою прошлую жизнь. Книги, газеты, комиксы, старые фотографии – все эти триггеры помогают ему выудить из подсознания давно ушедшие моменты и заново построить свою личность. Характерно, что роман во многом автобиографичен. В частности, большое внимание уделяется в воспоминаниям самого Эко о его фашисткой юности. Ведь как и любой мальчишка того времени, он автоматически становился членом молодежного крыла партии Муссолини. «Таинственное пламя царицы Лоаны» - это своеобразный манифест писателя, в котором он (вероятно, предчувствуя скорую кончину) пытается осмыслить всю прожитую жизнь. Именно за эти откровения (порой достаточно смелые), мне и хотелось бы особо выделить «Пламя…» среди остальных романов Эко.