Найти тему

Лучший роман Умберто Эко

Оглавление

Ныне почивший Умберто Эко – возможно, один из самых знаменитых итальянских интеллектуалов. Профессор семиотики, ставший писателем только в зрелом возрасте, всю свою жизнь посвятил текстам в самом широком смысле этого слово. Причем областью его интереса были не только средневековые фолианты, но и произведения массовой культуры. Даже комиксы он считал достойными внимания и тщательного изучения.

Так уж сложилось, что мне довелось прочитать все романы Эко (и, к величайшему сожалению, лишь несколько его научных работ). Поэтому как большой поклонник и (отставить лишнюю скромность!) знаток его творчества, я давно составил своеобразный рейтинг его художественных произведений. Итак, предлагаю его на ваш суд. Ради сохранения интриги, начну с самого конца списка.

Открытый доступ
Открытый доступ

Остров накануне (1994)

Открытый доступ
Открытый доступ

Главный герой романа, дворянин XVII века Роберт де ла Грив оказывается заперт на оставленном командой корабле. Вскоре молодой человек обнаруживает, что его представление о полном одиночестве ошибочно, и компанию составляет монах-иезуит. Вместе они ведут пространные рассуждения о географическом устройстве еще столь мало изведанного мира, ведут пространные философские диспуты (что, в принципе, свойственно многим романам Эко), а также пытаются найти способ покинуть свою плавучую темницу. Любопытно, что сюжет этого романа меньше всего отложился в моей памяти. Кроме того, достаточно сильно смущали множественные отсылки на произведения, практически неизвестные для русскоязычного читателя. Поэтому в моем субъективном рейтинге «Острову накануне» отводится последнее место.

Имя Розы (1980)

Открытый доступ
Открытый доступ

Первый роман писателя, который и принес Эко мировую славу. Знаменит также тем, что по его мотивам режиссер Анно снял фильм (Эко данную экранизацию, кстати, не оценил). Действие разворачивается в монастыре на севере Италии, куда главный герой Адсон попадает в сопровождении бывшего инквизитора Вильгельма Баскервильского. Персонажи распутывают череду загадочных смертей, страдают от козней слепого библиотекаря Хорхе, рассуждают о серьезных богословских темах, а также пытаются завладеть единственным экземпляром второго тома «Поэтики» Аристотеля. Несмотря на мастерски созданный «саспенс», значительная часть книги – это попытки читателя продраться через богословскую терминологию и не потерять нити рассуждения вечно спорящих персонажей. Ну, лично у меня книга шла достаточно тяжело.

Нулевой номер (2015)

Открытый доступ
Открытый доступ

Последний роман писателя, который, как мне кажется, вышел в значительно мере незаконченным. Немудрено, ведь на тот момент Эко был уже очень старым и больным человеком. Да и объем книги в 2 раза меньше, чем привычные толстые романы. Продолжая основную нить «Маятника Фуко» (о котором ниже), Эко поднимает подробно раскрывает тему теорий заговора, которыми и поныне грешат многие СМИ. Перед нами довольно захватывающий интеллектуальный детектив, который, надо сказать, обрывается достаточно быстро и неожиданно. Создается впечатление, что Эко, в силу указанных выше причин, попросту оборвал задумку на середине, придав произведению более-менее законченный вид.

Пражское кладбище (2010)

Открытый доступ
Открытый доступ

«Пражское кладбище» посвящено теме антисемитизма, в частности, знаменитой подделке прошлого века под названием «Протоколы сионских мудрецов» (запрещено на территории РФ). Главный герой Симоне Симонини – достаточно мерзкий персонаж. Обжора, фальсификатор, да и негодяй во всех смыслах. Но именно он оказывается в центре политических интриг предвоенной Европы, которые привели к известным печальным последствиям. Захватывающий сюжет романа периодически перемежается с совершенно невыносимыми по своей скуке пассажами (что же, издержки интеллектуальной литературы). Насколько помню, это единственный роман Эко который я забросил на середине, и лишь спустя несколько месяцев нашел в себе силы дочитать до конца.

Баудолино (2000)

Открытый доступ
Открытый доступ

«Баудолино» - это попытка написать фентезийный роман с точки зрения человека Средневековья. Как и в произведениях Толкина и его младших коллег, персонажи все время куда-то идут. Причем помимо обычных людей в эдаком аналоге Братства Кольца тоже есть место вымышленным существам. В поисках легендарного царства Пресвитера Иоанна веселая компания не только пересекает всю европейскую Ойкумену, но и попадает в страны, созданные фантазией средневековых географов. Здесь мы встречаем не только традиционные для Эко отсылки к средневековым опусам и легендам, но и занимательный приключенческий сюжет. Поэтому ставлю «Баудолино» на заслуженное третье место.

Маятник Фуко (1988)

Открытый доступ
Открытый доступ

В «Маятнике Фуко» есть все: и мистика, и детектив, и теории заговора, и погони, и даже несколько любовных линий. Навсегда запомнил характеристику одного из персонажей: «однажды он понял, что ему не светит роль главного героя, и выбрал себе роль умного наблюдателя». Собственно, роман о том, как несколько друзей забавы ради придумали теорию заговора, которая, спустя некоторое время, стала жить собственной жизнью, завоевывая все большее число последователей. И кстати, с философом Мишелем Фуко книга не имеет прямой связи. Маятник Фуко – это специальное устройство, с помощью которого физик Леон Фуко смог наглядно доказать вращение Земли. Второе место хотелось бы присудит роману в частности за то, что «Маятник Фуко» задолго до «Кода да Винчи» поднял тему всеобщего помешательства на теориях заговора. Причем, если Браун эту веру в какой-то степени пестует, то Эко еще в 1988 году доказал всю несостоятельность подобных умозаключений и откровенно посмеялся над недалекостью их адептов.

Таинственное пламя царицы Лоаны (2004)

Открытый доступ
Открытый доступ

Итак, заслуженное первое место. Первый и единственный иллюстрированный роман Умберто Эко. Иронично, что его я читал «Пламя…» в электронном виде, поэтому все картинки приходилось разглядывать в черно-белых версиях. Итак, главный герой романа после перенесенного заболевания полностью теряет память. Поэтому, прибыв в дом своего детства Ямбо начинает по крупицам восстанавливать свою прошлую жизнь. Книги, газеты, комиксы, старые фотографии – все эти триггеры помогают ему выудить из подсознания давно ушедшие моменты и заново построить свою личность. Характерно, что роман во многом автобиографичен. В частности, большое внимание уделяется в воспоминаниям самого Эко о его фашисткой юности. Ведь как и любой мальчишка того времени, он автоматически становился членом молодежного крыла партии Муссолини. «Таинственное пламя царицы Лоаны» - это своеобразный манифест писателя, в котором он (вероятно, предчувствуя скорую кончину) пытается осмыслить всю прожитую жизнь. Именно за эти откровения (порой достаточно смелые), мне и хотелось бы особо выделить «Пламя…» среди остальных романов Эко.