Найти тему
Паисий Святогорец

Зачем Бог избрал самых «непригодных» лиц для создания Своей Церкви

Явление Христа ученикам на море Тивериадском; Евангелие, Византия; XI в. Греция. Афон, монастырь Дионисиат
Явление Христа ученикам на море Тивериадском; Евангелие, Византия; XI в. Греция. Афон, монастырь Дионисиат

...И вот, для того, чтобы ещё сильнее показать Свою силу, Бог избирает Своими сотрудниками и исполнителями этого дела самых слабых людей, которые только могли существовать. Пусть Бог не осудит меня за то, что я сейчас скажу, но для создания Своей Церкви Он действительно избирает наиболее «непригодных» для этого лиц!..

Мы сказали о том, что перед созданием Церкви ни ангел, ни архангел с небес не спускался, для того, чтобы своей сверхъестественной силой или чудесами поразить людей и заставить их уверовать в себя. Дело создания Церкви Божией началось не с героя, не с царя, не с воина или полководца, которые могли бы его осуществить с помощью войска и оружия.

Вы читаете отрывок из пятого тома пятитомника архимандрита Епифания Хаджиянгу «Символ веры. Осмысление». Первый том можно купить по ссылке внизу, следующие тома готовятся нами к изданию. Будем рады вашему мнению в комментариях

И ни какой-нибудь там премудрый ритор убеждал людей уверовать в Бога, обольщая их мастерством своего красноречия. Ни богач покупал веру народов своими деньгами, Бог не использовал ничего из перечисленного для того, чтобы привести людей к новой вере.

Наоборот, как говорит апостол Павел, в своём Первом послании к Коринфянам, Бог избрал людей неученых, совсем необразованных для того чтобы заградить уста мудрецам и устыдить их. Бог избрал людей немощных и слабых для того, чтобы победить силу крепких людей. Он избрал людей малозначащих и презираемых, бедняков, для того, чтобы смирить славных, гордых и величавых.

Апостол Павел говорит: «Видите бо, звание ваше, братие, яко не мнози премудри по плоти, не мнози сильни, не мнози благородни» (1 Кор 1,26). То есть, видите братья, что среди вас нет многих мудрецов, нет многих сильных людей, нет многих людей благородных, знаменитых, но «буяя мира избра Бог, да премудрая посрамит» (1 Кор 1,27).

1 Кор.1:27: «ἀλλὰ τὰ μωρὰ τοῦ κόσμου ἐξελέξατο ὁ θεὸς» - μωρός - неразумный, безрассудный, глупый, дурак

То есть, в буквальном смысле слова, Бог избрал «дураков» (в том смысле, конечно, что это люди их считали дураками), для того, чтобы через этих «дураков» посрамить мудрецов.

«И немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая» (1 Кор 1,27) И Бог избрал самых слабых, самые слабые творения — для того чтобы устыдить сильных.

«И худородная мира и уничижённая избра Бог и не сущая, да сущая упразднит» (1 Кор 1,28).

То есть, Бог избрал всех смиренных, презираемых людей, которые для кого-то могли бы посчитаться несуществующими, ради того, чтобы посрамить и упразднить всё сущее, то есть, то, что было известно, знаменито, ценно для мира.

Бог избрал иудеев, которые были позором и уничижением для всех людей. Иудеев, чтобы вы знали, никто не хотел принимать, так сказать, в семью человечества. Самое презираемое племя, самый презираемый народ в мире были тогда иудеи. И, однако, этих людей избрал Бог. Бог избрал апостолов из Иудеи, несмотря на то, что в мире это были самые презираемые люди.

А ещё, для создания Своей Церкви Он избрал... рыбаков. А кто такие были рыбаки? Рыбаки тогда, да и сейчас, это люди малограмотные и бедные, низшая ступень социальной лестницы.

И о количестве тоже давайте скажем. Он избрал всего двенадцать человек, то есть совсем мало. Вот кого избрал Бог. И для чего же Он их избрал? Для того, чтобы они проповедовали Евангелие и изменили весь мир.

То есть, на этих самых двенадцать рыбаков из Иудеи Бог возложил огромнейшее, неподъёмнейшее дело возрождения и воссоздание мира. Он сказал им: «Шедше научите вся языки, крестяще их во Имя Отца и Сына Святаго Духа, учаще их блюсти вся елика заповедах вам» (Мф. 28, 19-20).

То есть, Он им сказал: «Выходите в путь, о Мои ученики! Выходите в дорогу, рассейтесь по всему миру и делайте христианами, верующими людьми все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святого Духа и научая их всем тем заповедям, которые Я вам передал».

В этом месте приснопамятный Илия Миниатис, использует прекрасный риторский приём и ведёт вымышленный диалог с апостолами. И в этом диалоге «за одну сторону» говорит сам автор — Илия Миниатис, а также можно сказать, что любой из нас, обычных людей, говорит вместе с ним. А наши собеседники в этом диалоге это апостолы, и мы ведём с ними диалог. И вот Илия Миниатис начинает так: «Я словно вижу , как Апостолы Христовы спускаются из Иерусалимской горницы, выходят из неё после Пятидесятницы и готовятся к тому, чтобы пойти в разные части Вселенной. И я задаю им вопрос:

— Постойте-ка немножко! Замедлите-ка шаг свой, мужи Галилейские, не торопитесь так, подождите немножко, пожалуйста, я хочу у вас кое-что спросить. Куда вы идёте? И что вы хотите сделать там, куда вы идёте?

— Мы получили заповедь отправиться в Рим, где находится престол всего мира. А кто-то из нас пойдёт проповедать Христа в Афины — город премудрости и знаний. Кто-то отправится в Индию, кто-то пойдёт к скифам — к этим варварским и диким народам. Мы дойдём до самых дальних краёв земли. Мы получили заповедь разрушить всякую другую религию и убедить людей уверовать в Бога, Который стал Человеком, Который жил в нищете, Который умер как злодей на Кресте, будучи распятым между двух разбойников. Мы идём, чтобы научить людей уверовать в Бога, Который через три дня после этого воскрес, вознёсся на небеса и Который вновь вернётся на землю, для того, чтобы судить мир. Мы отправляемся в наш путь для того, чтобы убедить людей в том, что ради веры в Сего Распятого и ради любви к Нему они должны быть готовы отказаться от мира, от родины, от родителей, от детей и даже от самой своей жизни. Мы идём к людям для того, чтобы убедить их предпочесть нищету и скудость богатству и материальным благам, чтобы они предпочли воздержание и жёсткую жизнь, жизнь в ограничениях всему сладострастию мира и всем его наслаждениям. Мы идём к людям, чтобы убедить их в том, что должно любить всех людей — даже своих врагов. Мы идём в мир для того, чтобы привнести в мир иную жизнь. Мы идём к людям для того, чтобы сделать из идолопоклонников христиан, а из грешников сделать святых».

И после этого Илия Миниатис (и каждый из нас в его лице) отвечает апостолам так:

— О, перед вами стоит великая и невероятно сложная задача… Вы идёте для того, чтобы сделать то, чего не может сделать не один царь, ни один император и вообще никто из сильных мира сего не справился до сего дня со столь невероятным делом. Вы идёте для того чтобы сделать что-то, чего ни одному из философов или риторов, подобных Сократу, Платону, Аристотелю, Цицерону или стоикам. Никому доселе не удалось добиться ничего подобного. Но ответьте мне, пожалуйста, где же ваши войска, армии, вооруженные до зубов армады?

— У нас нет никаких войск, нас всего двенадцать.

— Но где же ваше оружие?

— У нас нет оружия. Тот, Кто нас послал, сказал нам, чтобы мы не брали с собой даже перочинного ножика, даже жезла.

— Ну, тогда может быть, вы опираетесь на силу денег, и на эти деньги вы сможете купить сознание людей?

— Нет, у нас абсолютно ничего нет. Мы нищие. И даже то, что у нас было: лодки и рыбацкие сети — мы всё это оставили. Тот, Кто нас послал в путь, сказал нам, чтобы мы ничего с собой не брали ни денег, ни сумы. (ср. Мф 10, 9-10)

— Но тогда, может быть, вы получили великолепное образование или обладаете силой слова, чтобы подобно изящным, красноречивым риторам, могли убедить людей принять такие учения: учения настолько странные, настолько сложные и настолько противоречащие любой человеческой вере и любому человеческому обычаю?

— Нет. Никакой силы слова, красноречия, и риторства у нас нет тоже. Почти все мы — неграмотные рыбаки и мы только совсем чуть-чуть умеем читать и писать.

— Но тогда как вы сможете совершить это космогоническое преображение Вселенной? С какими предпосылками? Какой силой?

И апостолы на это отвечают:

— Мы не основываемся и не утверждаемся ни на какой человеческой силе, но опираемся только на силу нашего Учителя, на силу Воскресшего Христа, Который нас послал. И мы уверены, что у нас всё получится. Потому что это Он уверил нас в том, что Он всегда будет с нами. «И се Аз с вами есмь, во вся дни до скончания века». (Мф 28,20)

Вот какими, дорогие братья и сёстры, были апостолы! Вот каким было дело, которое им предстояло совершить! Вот какими были те средства и инструменты, которые имелись в их распоряжении. А сейчас, пожалуйста, ответьте мне уже вы: каков был результат их дела?

Если бы кто-то не знал истории, того, что уже произошло, то он мог бы уверенно сказать: «То, что вы нам рассказываете об успехе христианской проповеди, о вере, об утверждении Церкви — это всё сказки». Потому что было не-воз-мож-но, было абсолютно ис-клю-че-но, чтобы эти двенадцать человек изменили мир. У них ничего не было в руках: ни силы, ни красноречивого языка, ни денег. И при этом у них были притязания изменить целый мир, который погрузился в трясину, который сгнил этим гниением растления.

И, однако, дорогие братья сёстры, мы то с вами знаем историю, мы то с вами живём по истечении двух тысяч лет после этих событий. И мы видим вокруг себя чудо, которое произошло! Мы видим свершившееся уже чудо Церкви. Произошло то, чего никак не могло произойти. Никто не ожидал, что это может осуществиться, однако это осуществилось в истории. Это уже неоспоримый факт. Пожалуйста, не хочешь — не верь в чудеса, я тебя не принуждаю, например, верить в чудеса, которые творит святитель Спиридон или святой Нектарий, или преподобный Сергий Радонежский в России, или святой Рафаил на острове Митилини. Не хочешь верить в эти чудеса, пожалуйста, не верь, никто тебя не заставляет.

Но вот это чудо, которое перед твоими глазами: ты в него что, тоже не веришь? То, что ты сегодня вечером услышал — это правда или неправда, сам, пожалуйста, ответь? Это было или этого не было? Такими, как мы рассказали, были апостолы или может быть нет? Они были такими, какими мы их описали или может быть, мы тебя обманули? Было или не было настолько тяжёлым то дело, на которое они вышли? Такое дело, которое, как мы слышали из проповеди Илии Миниатиса, никто — ни философы, ни риторы, ни Платон, ни Аристотель — ни один человек не мог осуществить.

Историческая истина, дорогие братья и сёстры, показывает, что действительно, «сия измена десницы Вышняго», — что это всё произошло силой Воскресшего Христа, как мы некоторое время назад слышали в тропаре: «Тридневное Воскресение Твое славим: тем бо обновил еси истлевшее человеческое естество Всесильне, и иже на Небеса восход обновил еси нам.. ». Христос наше истлевшее человеческое естество обновил Свои воскресением.

Итак, кто бы мог сделать такое, совершить такое дело, основать и построить такое строение: Православную Церковь? С такого невероятного начала, с такими отрицательными предпосылками, в буквальном смысле слова, с нуля, с такими непригодными инструментами, как говорится, из не сущих?

Кто ещё мог бы осуществить такое дело как не Всесильный Бог? «Десница Господня сотвори силу». Церковь Христову создала та самая сила, которая сотворила из ничего Вселенную, та самая сила, которая только сказала: «Да будет...» и всё произошло. Эта же самая сила основала и построила из ничего и здание Церкви. Тот, Кто сотворил небо сотворил и Церковь. Поэтому в одном из ирмосов мы поём: «Небеснаго круга, Верхотворче Господи, и Церкве Зиждителю, ты мене утверди в любви Твоей…».

«О, Господи, — восклицает псалмопевец, — Ты — Строитель куполов , Ты — Тот, Кто сотворил купол небес, то есть Ты Тот, Кто сотворил небо со звёздами, но одновременно, Ты и Строитель Церкви, Ты Сам утверди меня в Твоей любви, то есть утверди меня в том, чтобы я Тебя любил».

Итак, чудесным и божественным было начало и основание Церкви, однако, в не меньшей степени чудесным, и, возможно, ещё более чудесным было и умножение и распространение Церкви и её утверждение. Однако на эти темы, с помощью Божией мы поговорим на нашей следующей проповеди.

Подписывайтесь, пожалуйста, чтобы не пропустить.

Читайте книги преподобного Паисия Святогорца и архимандрита Епифания Хаджиянгу

-2