КИНОГОРКИ. ДЗИГА ВЕРТОВ. ТРИ ПЕСНИ О ЛЕНИНЕ
В этот раз в рубрике #киногорки мы расскажем об одном из самых известных фильмов режиссера Дзиги Вертова (Давида Кауфмана) «Три песни о Ленине».
Если вы думаете, что это очередной документальный агитационный фильм, формально, вы правы. Но, если бы это было только так, «Три песни» не получили бы специального приза на кинофестивале в Венеции. Потому что по сути – это уникальное художественное полотно, почти без слов, замысловатыми кадрами и монтажом, производящее сильное эмоциональное впечатление.
У режиссера было убеждение, что с помощью кадров надо научится рассказывать, поэтому его киноязык отчасти похож на музыку. Даже если не сильно вдаваться в сюжет, яркость кинохроники гипнотизирует. Особенно, в первой, в самой колоритной, части про Среднюю Азию. Включил и не можешь оторваться. Хроника быта почти столетней давности: женщина бежит учиться, собирает хлопок, чай, несёт на голове сундук, потом зачем-то идёт с ведром на голове.
«Само производство фильма в Средней Азии протекало в ненормальных условиях, в обстановке сыпного тифа, отсутствия средств передвижения, и нерегулярного получения денег. Иногда по три дня ничего не ели. Иногда чинили часы местному населению, чтобы заработать на обед без хлеба. Ходили с ног до головы увешанные нафталином, намазанные вонючими и едкими жидкостями, с раздраженной, не дышащей кожей – боролись против наступавших на нас вшей. Все время поддерживалось нервное состояние».
Дзига Вертов объединил в одной ленте эмансипацию женщин Востока, похороны В.И. Ленина и главу «В большом каменном городе». Хроника перебивается интертитрами, например: «Если бы Ленин увидел: наша нефть, наш металл»,
В Горках Дзига Вертов снимал дважды в 1933 году: зимним днём и цветущей весной. В кадр попадает Большой дом усадьбы Горки с приспущенным флагом и траурным полотном между колонн, скамейка Ленина со снегом и без, ротонда, цветущая вишня, вид из комнаты Ленина на парк, клокастый тополь.
Всего зафиксировано было на пленку текстов, песен, реплик, монологов, речей Ленина и др. свыше 10000 слов. Вошло после монтажа и окончательной отделки к фильму около 1300 слов (1070 слов на русском языке, остальные на других языках). Тем не менее, Герберт Уэлсс заявил: «Если бы вы мне не перевели ни одного слова, я понял бы фильм весь от первого до последнего кадра».
Фильм «Три песни о Ленине» стал образцом символического кинопространства и киножурналистики как искусства. Вертов был награжден орденом Красной Звезды.
Через год после картины Вертова на экраны Германии вышел практически идентичный по стилистике фильм Лени Рифеншталь «Триумф воли», снятый по заказу Гитлера. Только вот Риефеншталь использовала для съёмок 30 камер и 120 ассистентов, а сделать смогла не больше нашего режиссёра.