Люблю иногда смотреть передачи на телеканале СПАС, потому что с их помощью можно поупражняться в искусстве аргументации и поиске подмены понятий. На этот раз в выпуске "Во что мы верим" теолог Игорь Петровский в роли ведущего спрашивал философа-теолога Виктора Легу о самом простом доказательстве Бога.
Виктор Лега - это внутрицерковный философ, которого раньше часто приглашали в программу "Не верю", где Лега дискутировал с атеистами. Он является сторонником идеи, что наука и религия не противоречат друг другу, а Бога можно доказать в том числе с помощью науки. В недавней передаче с Игорем Петровским он привел несколько аргументов, которые якобы доказывают существование Бога и божественность Христа. Ниже я их разберу.
В начале разговора Петровский задал вопрос Леге:
Можете воспроизвести самый яркий из доказательств бытия Божия?
На что Лега ответил:
Самое лучшее доказательство - это доказательство опытное. Вам не нужно доказывать, что я существую. Вы со мной разговариваете, вы смотрите на меня, поэтому самое лучшее доказательство для того же Савла (апостола Павла) в реальности Христа было непосредственная встреча с ним со Христом по пути в Дамаск. После этого Савл становится настолько ревностным христианином, что идет на мучения. Такой опыт был у множества святых.
Петровский возразил, что это субъективный опыт, и как же он может иметь отношение к объективной реальности. На что Лега привел два аргумента.
Во-первых, субъективное не может быть мотивом для резкого изменения жизни. Лега привел в пример апостола Павла, философа Паскаля, теолога Августина, которые резко стали верующими. Во-вторых, он рассказал про исследования в области нейробиологии, которые показали, что мистический опыт - это реальное состояние, которое испытывают верующие. Тем самым Лега сделал вывод, что религиозный опыт - это не иллюзия.
Второе "яркое" доказательство в пользу Бога именуется телеологическим (от красоты и порядка). Если вы смотрите на природу и видите в ней порядок, то очевидно, что у этого порядка есть автор. В пользу этого он приводит удивительный порядок молекул ДНК, чье самопроизвольное возникновение менее вероятно, чем то, что обезьяна сама по себе сыграет одну из композиций Моцарта, брякая по клавишам.
Опровержения аргументов
Во-первых, субъективное может быть мотивом для резкого изменения жизни. На данный момент я готовлю видеоролик о влиянии эпилепсии на религию. Исследования показывают, что среди эпилептиков есть те, кто во время иктальных, постиктальных и интериктальных приступов испытывает сильнейший религиозный опыт, который способствует резкой смене мировоззрения людей. Так было, например, с писателем Федором Достоевским.
Опыт апостола Павла очень похож на эпилептический опыт, к тому же он из-за встречи с Христом временно утратил способность видеть, что иногда случается с эпилептиками. Поэтому здесь никаких чудес нет.
Помимо эпилепсии есть шизофренические религиозные переживания, которые тоже очень мощные. Психиатр Анна Григорьевна Алексеева исследовала этот вопрос. Она пишет, что ее пациенты во время обострений могли подлинно ощущать себя в аду или во времена Судного дня. Они не просто видели ад, но даже ощущали запах и звуки. Иногда шизофреники могли общаться с самим Богом и ангелами.
Самое главное, что этот опыт всегда зависит от культурной среды, в которой рос и воспитывался человек с патологией. Индийцы видят индусских богов, арабы видят джиннов.
Современные исследования как раз показывают, что для получения сильного религиозного опыта, который может резко изменить жизнь человека, никакие чудеса не нужны. Мозг - очень тонкая штука, он способен подарить человеку невероятные эмоции и ощущения, но проблема в том, что этот опыт не будет интерсубъективным, то есть общим для всех.
Во-вторых, внутрицерковный философ почему-то решил, что сложность ДНК и наличие порядка в мире указывает на Бога. Однако этот аргумент лукав, как сам Сатана. Когда верующим говоришь о беспорядочности и хаосе в мире, то они говорят, будто мир таким стал после грехопадения Адама и Евы. Но когда им нужно доказать Бога, то они забывают про грехопадение и вспоминают о порядке в мире.
Допустим, мир действительно красив и упорядочен. Тогда почему мы видим столько грязи и несправедливости в животном мире? Почитайте полевые наблюдения биолога Джорджа Левика, который изучал поведение антарктических пингвинов. Их сосуществование основано на невероятно жестоких законах, чья красота весьма относительна.
Насчет ДНК. Что скажет Лега по вопросу патологий, которые возникают из-за изменений структуры ДНК? Это тоже порядок и красота? Это как раз играет в пользу хаотичности и беспристрастности эволюционных изменений, но точно не в пользу некоего Бога.
Особенно умиляет, что Лега использует популярный софизм про вероятность написания симфонии обезьяной. Вопрос - зачем ей это нужно?
Ждем новых интересных выпусков на СПАСе.