Найти в Дзене
Листки календаря

15 февраля. День рождения создателя одного из самых спорных памятников.

15 февраля 1866 года родился Паоло Трубецкой (1866-1938), русско-итальянский скульптор-импрессионист, автор памятника Александру 3-му и на редкость оригинальный человек. Несколько фактов о нём и его творчестве.

Паоло Трубецкой на портрете Репина.
Паоло Трубецкой на портрете Репина.

Паоло Трубецкой – сын русского дипломата князя Трубецкого, бросившего семью ради американской пианистки. Разгневанный Александр Второй запретил ему въезд в Россию, дабы «не допустить в родимое отечество дух разврата», а его трое сыновей долгое время не могли получить фамилию отца.

Паоло Трубецкой и его братья росли в Италии, в богемной русско-американской семье, где основным языком общения был французский. Несмотря на отсутствие систематического художественного образования Паоло стал скульптором, а его брат Пьетро – живописцем.

Трубецкие на своей итальянской вилле.
Трубецкие на своей итальянской вилле.

Приехав на родину предков в тридцатиоднолетнем возрасте Трубецкой быстро стал знаменитостью в российском высшем свете. От заказов не было отбоя.

Трубецкой за работой.
Трубецкой за работой.

О жанровой статуэтке, изображавшей извозчика, один рецензент написал: «Никакой народник не изобразил бы типа лучше, чем этот Паоло, не говорящий по-русски».

"Московский извозчик".
"Московский извозчик".

Некоторое время Трубецкой преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества:«Я обучал всему, что знал. Как замешивать глину, как укреплять каркас, чтоб статуя не упала. А затем: «Лепи, как знаешь!». Столь оригинальная педагогическая методика привела к тому, что к концу года в его классе осталось лишь несколько человек.

Трубецкой любил бравировать показным невежеством. Он хвалился, что не читает книг, не посещает театры и, в особенности, музеи, потому что насмотренность произведениями искусства прошлого мешает «видеть предметы такими, каковы они есть».

Трубецкой очень любил животных. Он начинал как скульптор-анималист, а когда выполнял скульптурные портреты, то если была такая возможность, добавлял в композицию собаку. Трубецкой был убеждённым вегетарианцем.

Портрет С.Ю. Витте с собакой.
Портрет С.Ю. Витте с собакой.

Секретарь Льва Толстого вспоминал: «Скульптор Паоло Трубецкой принадлежал к любимцам Льва Николаевича... Он любил его за простую открытую душу, правдивость, ненависть к светским условностям, любовь к животным, вегетарианство». А жена Толстого считала вылепленным Трубецким бюст лучшим изображением мужа.

Трубецкой лепит бюст Льва Толстого.
Трубецкой лепит бюст Льва Толстого.

Оценила изображение Трубецким своего покойного супруга императрица Александра Фёдоровна. Во многом благодаря её мнению Трубецкой выиграл конкурс проектов памятника Александру 3-му. Впрочем, Трубецкой, не привыкший к монументализму и работавший, в основном, в малых формах, быстро охладел к проекту, и завершали памятник другие мастера. Автор даже не присутствовал на его открытии.

Памятник, о котором Трубецкой говорил: «Я хотел в образе Александра III представить великую русскую мощь, и мне кажется, что вся фигура императора на моём памятнике воплощает мою основную мысль», вызвал множество возмущённых отзывов и насмешек. Вот самая распространённая из них: «Стоит комод, На комоде бегемот, На бегемоте обормот, На обормоте шапка, На шапке крест, Кто угадает, Того под арест».

Открытие памятника Александру 3-му работы Трубецкого.
Открытие памятника Александру 3-му работы Трубецкого.

Описание творческого процесса Трубецкого оставил его друг Бернард Шоу: «Это был прекрасный и удивительный спектакль. Он работал конвульсивно, рождая свое создание в муках, со стонами разбрасывая комья глины и проделывая странные, немые движения языком, словно бессловесный пророк. Он был покрыт гипсом. Он испачкал Сардженту (дело происходило в его ателье) гипсом ковры, занавеси и картины. Он покрыл гипсом меня. В конце концов, он покрыл гипсом форму, над которой работал, и после второго сеанса – увы! – ателье Сарджента превратилось в руины, словно Помпеи, похороненные под вулканической лавой…».

Трубецкой работает над портретом Бернарда Шоу.
Трубецкой работает над портретом Бернарда Шоу.

Когда Трубецкого упрекали в неумении работать с обнажённой натурой, скульптор отвечал, что изображает людей такими, как видит. Если во времена античности люди вид обнажённого тела был привычен, то теперь никто не ходит по улице голым.

В годы социальных потрясений аполитичный Трубецкой предпочитал, по словам одного из критиков «оставаться скульптором хорошеньких женщин».

Трубецкой в поздние годы.
Трубецкой в поздние годы.