Спорт высоких достижений – это не про здоровье, это про его отсутствие. Любой профессиональный спортсмен вынужден пользоваться услугами медицины и фармакологии, чтобы снизить скорость изнашивания организма, вызванного тяжелым тренировочным процессом.
Существует мировая практика «терапевтических исключений» на приём спортсменами запрещённых препаратов в медицинских целях. На каждом крупном международном соревновании среди участников есть те, кто «признан глубоко больным человеком», фактически имеющий иммунитет от допинг-проб. Так получается, что зачастую, это ведущие спортсмены своих сборных.
После Олимпиады-2014 в Сочи разразился скандал. Поводом послужил документальный фильм, вышедший на немецком телеканале «ARD». В нём супруги Степановы рассказали об использовании и сокрытии следов применения допинга в России. Стоит отметить, что Юлия Степанова входила в состав сборной России (бег на 800 метров) и в 2013 году была дисквалифицирована Всероссийской федерацией легкой атлетики за применение допинга. Её муж, Виталий Степанов, являлся сотрудником Российского антидопингового агентства (далее РУСАДА).
В 2015 году Всемирное антидопинговое агентство (далее ВАДА) занялось расследованием, в результате которого было выдвинуто обвинение, что ФГУП «Антидопинговый центр» уничтожил 1400 допинг-проб российских спортсменов, по указанию его директора Григория Родченкова.
Григорий Родченков – коренной москвич, потомственный химик и фармаколог. В Советском Союзе работал в Московском антидопинговом центре, а после распада СССР устроился в российский филиал американской компании «Интерлаб», которая занималась поставками электро-медицинского оборудования для химического анализа. В 1998 году прошёл годовую стажировку в Канаде. Работал в нефтяной отрасли. В 2005 году вернулся в Московскую антидопинговую лабораторию и был назначен её директором, проработав по профильной специальности 10 лет.
В 2015 году, после доклада ВАДА, Московская антидопинговая лаборатория приостановила свою деятельность, Родченков подал в отставку и сбежал в США.
В 2016 году в газете «The New York Tames» опубликовали расследование на основе сведений, предоставленных Родченковым. С собой в США он прихватил копии жёстких дисков, оригиналы которых, по его словам, были уничтожены по распоряжению ФСБ.
- Из 13 золотых медалей, выигранных Россией, 5 были «грязными»: биатлон, лыжные гонки, скелетон и обе в бобслее. Но во время Олимпиады никто из российских спортсменов не был пойман на использовании допинга.
Следственный комитет Российской Федерации опроверг информацию и передал ВАДА свидетельства того, что Родченков собственноручно внёс изменения в электронный архив Московской антидопинговой лаборатории для искажения показателей. Но, как обычно бывает в подобных случаях, никто не заинтересовался аргументами российской стороны.
С тех пор спортсмены из России, если их допускают до международных соревнований, вынуждены выступать без флага и гимна.
Стоит отметить, что в одном из интервью Родченков рассказал о систематическом использовании допинга британскими спортсменами, но никакой реакции со стороны ВАДА не последовало.
- Забудьте слова «чистый спортсмен». Российские спортсмены – не чистые и не страдальцы. И у меня к ним жалости нет. Я очень добрый человек, спросите кого угодно.
В России против бывшего директора Московской антидопинговой лаборатории завели уголовное дело. Его сын был вынужден закрыть бизнес по продаже российских морепродуктов в Иран.
Переживая за свою безопасность, Родченков скрывает своё место пребывания и изменил внешность, сделав пластическую операцию. Его охраняют в рамках американской программы защиты свидетелей. По его признанию, самым сложным является поменять жестикуляцию и манеру держаться.
Изначально он скрывал новое лицо, прячась за очками и балаклавой. Но, каким-то образом, его фотографии попали в сеть, и дальнейшая конспирация потеряла смысл.
- Как я сейчас живу? Готовлю еду, сижу за компьютером. Все стало иначе, но это хорошо. Раньше я ехал домой ночью, когда уже темно. И в шесть утра я уже вставал, чтобы к семи ехать на работу. Всё это было нервозно. Теперь в США я могу спокойно спать, сколько захочу, я самостоятельно планирую свой день, всё сбалансировано. У меня нет никакого беспокойства.
Свою работу в России Родченков охарактеризовал как «служба верного пса» на благо родины. Возникает закономерный вопрос: какой именно родины, и кто являлся хозяином пса, ведь, известно, что они не предают?