Найти тему
Объятия Отча

Размышления Н. В. Гоголя о Божественной Литургии

Оглавление

Николай Васильевич Гоголь - известный писатель. Произведения его проходят ещё в школе. Но мало кто знает, что он был ревностным христианином. Небольшая брошюра писателя "Размышления о Божественной Литургии" посвящена его мыслям и переживаниям во время самой важной церковной службы. Выдержки из неё предлагаем вашему вниманию. Может быть, кому - то они будут интересны и полезны.

Проскомидия

Божественная Литургия - вечное повторение великого подвига любви, который совершился ради нас. Это стоит помнить тем, кто совершает её, и кто молится во время неё.

Священник, совершающий Литургию, должен с вечера готовиться : трезвиться, не допускать злобы или обиды на кого-либо, неудовольствия.

Войдя в храм, священник и диакон, кладут поклоны, целуют иконы, читают входные молитвы, испрашивают прощения у всех присутствующих. Затем входят в алтарь, кладут земные поклоны перед Престолом. Надевают священные одежды, омывают руки.

Священник даёт возглас, начинают читать часы. Это - собрание псалмов и молитв, которые читались христианами в самое важное время. В первый час начинается утро, в третий сошёл Святой Дух на апостолов, в шестой Христа пригвоздили ко кресту, в девятый Он испустил дух на кресте.

Проскомидия - воспоминание рождества Спасителя. У жертвенника иерей берет одну просфору затем, чтобы изъять из неё часть, которая станет потом Телом Христовым. Этим знаменуется изъятие плоти Христа от плоти Девы.

И приподнимает копием вынутую часть, произнося :"Яко вземлется от земли живот Его". И начертывает крестовидно, во знамение крестной смерти Его, на нем знак жертвоприношения, по которому он потом раздробится во время священнодействия.

Обратив хлеб печатью вниз, водружает копье в правый бок, напоминая прободение ребра Спасителева...

Литургия оглашенных

Вторая часть Литургии называется Литургией оглашенных.

Она соответствует жизни Христа среди людей. После возгласа священника и мирной ектении поются антифоны.

Это - песни, выбранные из псалмов, пророчески изобразующие пришествие в мир Спасителя. После них хор поёт Заповеди блаженства. Открываются Царские врата, как бы врата самого Царствия Небесного, и глазам собравшихся предстаёт сияющий Престол, как селение Божией славы.

Священник берет с Престола Евангелие и несёт боковыми дверями, в воспоминание того, как в первые времена выносились книги для чтения в храме.

Прихожане взирают на Евангелие, как на самого Христа, впервые вышедшего на проповедь...

По окончании пения тропарей наступает время Трисвятого пения. Вторя клиросу, священник трижды повергается пред Престолом, а затем отходит на Горнее место. как бы во глубину Боговедения, откуда истекла нам Тайна Всесвятой Троицы...

После чтения Евангелия раньше полагалась проповедь, объясняющая его, но, поскольку эта традиция ушла, проповедь переносится на конец Литургии.

Диакон, подобно ангелу, выходит на амвон и побуждает всех на молитву :"Рцем вси"...

Трижды возглашает диакон:"оглашенные, изыдите!". От слов этих содрогаются все, чувствующие свое недостоинство.

Начинается Литургия верных.

Литургия верных

Иерей втайне молится, припадая к Престолу:"никто из связавшихся чувственными пожеланиями и наслаждениями недостоин приступать к Тебе, или приближаться, или служить Тебе, Царю Славы...."

Царские врата раскрываются на середине молитвы, так что иерей видится ещё с поднятыми руками. Диакон кадит присутствующих, чтобы все вспомнили, что им нужно стать чистыми херувимами для поднятия Господа.

Существовал ранее обычай: нового императора выносить к народу на щитах под осенением множества склоненных перед ним копий. Песнь эту сочинил сам император, упавший в прах со всем своим земным величием пред величием Царя всех, копьеносимого Херувимами и легионами небесных сил.

При пении Херувимской песни, подобясь Небесным силам, выступает торжественный ход, называемый великим выходом. При виде Царя всех, несомого в смиренном виде агнца, лежащего на дискосе, как бы на щите, окруженного орудиями земных страданий, как бы копьями невидимых воинств, все приклоняют свои главы и молятся словами разбойника :"помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Своем"...

Стоя на амвоне, диакон, как было у первых христиан, призывает всех ко взаимной любви, словами :"возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы"...

Хор подхватывает продолжение :"Отца и Сына и Святаго Духа.. ", возвещая, что не полюбив друг друга, нельзя полюбить Того, Кто весь одна любовь, полная, совершенная...

Раньше все присутствующие на этом моменте обнимались и лобызались, произнося :" Христос посреди нас", отвечая :"и есть, и будет"...

Продолжение следует