Найти в Дзене
Янина Коновалова

БЕЗмятежная СРЕДА (отношение к деятельности)

- Ну, что там у нас? Какой еще ревизор? Посмотрим, что это за ревизор: как приедет, так и уедет. Пересидим. БЕЗМЯТЕЖНАЯ СРЕДА Работа = рабочее место. Возможно, вам достались эти напутствия от старших поколений: - Что это еще за работа такая из дома и когда сам хочу? На работу надо ходить, надо на рабочем месте сидеть и запись иметь в трудовой книжке. А больничные? А пенсия? - Ты ВУЗ закончи, а работу найди попроще, чтоб понезаметнее там быть. Твое дело - прийти туда и уйти, и деньги получить. Ну и чтоб кабинет, стол... - В больших компаниях можно сидеть и ничего не делать. Вот какую работу надо искать! Конечно, зря я про старшее поколение. Оглянемся по сторонам и увидим - безмятежных пруд пруди. Ходят на работу без опозданий и уходят минута в минуту. На месте присутствуют исправно. На столе полный порядок. Ручки чернилами заправлены, бумаги - строго под запрос, написанный на 10 других бумагах. А это несравненное "Подождите, я вас позову" и этот взгляд незабываемый... Казалось бы, мун

- Ну, что там у нас? Какой еще ревизор? Посмотрим, что это за ревизор: как приедет, так и уедет. Пересидим.

БЕЗМЯТЕЖНАЯ СРЕДА

Работа = рабочее место.

Возможно, вам достались эти напутствия от старших поколений:

- Что это еще за работа такая из дома и когда сам хочу? На работу надо ходить, надо на рабочем месте сидеть и запись иметь в трудовой книжке. А больничные? А пенсия?

- Ты ВУЗ закончи, а работу найди попроще, чтоб понезаметнее там быть. Твое дело - прийти туда и уйти, и деньги получить. Ну и чтоб кабинет, стол...

- В больших компаниях можно сидеть и ничего не делать. Вот какую работу надо искать!

Конечно, зря я про старшее поколение. Оглянемся по сторонам и увидим - безмятежных пруд пруди. Ходят на работу без опозданий и уходят минута в минуту. На месте присутствуют исправно. На столе полный порядок. Ручки чернилами заправлены, бумаги - строго под запрос, написанный на 10 других бумагах. А это несравненное "Подождите, я вас позову" и этот взгляд незабываемый...

Казалось бы, муниципальные? Но нет, далеко не они. Да и не хочется как-то сферами деятельности мерить отношение к деятельности.

В частном бизнесе безмятежной среды много: налоговые льготы, монополия, пусть даже на отдельно взятой улице, семейный бизнес для своих и наших, просто какая-то странность "дела не идут, а дело живет".

В период пандемии Безмятежные чувствовали себя хорошо, если не попадали под увольнение (а чаще всего не попадали): ну и что, что денег меньше, что только компенсация (субсидию больше получу!) , зато я дома сижу и на работе сижу - и все это ОДНОВРЕМЕННО! Я - на МЕСТЕ!

Казалось бы и пусть.

Но.

Все мы знаем следствия работы людей, которые к работе относятся как к месту пребывания своего тела.

Следствия печальны. Особенно, когда это в образовании, в медицине, в транспорте, в жру, да в любой сфере.

Как так-то? Откуда и почему?

Я, конечно, должна кивнуть в сторону среды воспитания и образования.

У Безмятежной среды два условия для ее создания:

1. Акцент на Я - сильное доминирование личных интересов в пику групповым.

2. Акцент на рефлективности - пока не пнешь, не полетит: действия рождаются исключительно как противодействия, то есть должен быть мощный внешний стимул. Изнутри стимула у безмятежных нет.

Иллюстрацией создания может послужить и картина маслом, в золоченой раме, где мамки-няньки вокруг дитя, машут руками и ложками "Чего хочешь?" И на каждое "хочу" срочно несут желаемое "Сиди, я сама принесу".

А может быть и карандашно-угольный набросок с неумытыми ребятками полудомашнего образа жизни, которым за кусочек счастья в виде чистой рубашки или вкусного хлеба даже бороться бесполезно, все-равно старшие быстрее и сильнее, зато можно взять криком: сильнее кричать, рыдать и требовать. Не всегда удается, но бывает. Таковы обстоятельства.

В системе образования мы видим детей, адаптированных к тесту "спросил-ответил", "не спросили-сижу тихо", в столовую строем, опять же громче крикнуть, чтобы захватить место получше, глазки состроить, иногда слезу пустить, потому что школа - это не про знания, а про управление учителем через тет-а-тет отношения с ним.

Степень успеха измеряется лучшей партой, козырным местом в классе, в столовой, красивым дневником и портфелем. А еще можно повисеть на доске почета с гордостью сообщив "ваще ничего не делал для этого!" Чем меньше сделал и больше получил - тем круче себя чувствует.

И вот они работают.

А управляющий за голову хватается: Как же их заставить работать? Денег им больше?

Нет. Деньгами они не мотивируются. Деньгами вообще мало кто мотивируется (мотивация она всегда нематериальна), деньгами тут не помочь. Более того, реальный случай: "Я к вам на работу не пойду, у вас много делать надо. Я лучше пойду туда-то, там делать нечего. Да, там оклад в 3 раза меньше (в ТРИ!), но у меня субсидии..."

Так как же? Вот представьте себе: жила-была компания в зоне налоговых льгот. Жили не тужили, сидели на своем источнике прибыли, попросту обслуживая его. И вот льготы закончились. Прибыль начала падать.

Что делать?

Верный ответ: что-то ДЕЛАТЬ. Причем каждый день на протяжении каждого рабочего дня.

И уже не отгружать, а активно продавать.

Не считать, а высчитывать и изыскивать.

Не приходить, посмотреть, все ли "работники" на местах сидят, а задачи раздавать, вникать и контролировать.

Верный ответ: руководителю начинать с себя.

Со Средами дело такое - они сверху вниз идут. Одна компания - одна среда и начинается она с управляющих. Если люди из разных сред - у них конфликт непримиримый (в других постах на эту тему будет ясно, почему). Любой представитель неродной среды быстро выбывает из организации, его маркируют, как "чужака", будь он хоть всех компетенций образец - иной, с глаз долой.

Я обычно спрашиваю руководителей, которые обнаруживают в своей компании безмятежную среду: Как вы ее поддерживаете?

Как правило, есть целый комплекс мер по поддержке безмятежности.

Во-первых, это склонность все вопросы решать тет-а-тет.

Во-вторых, каждое событие - как новое, обсуждается и решается всякий раз сызнова, масса времени на обсуждение, а там и срок прошел, пересидели, уф.

Отсутствие единых норм, правил, стандартов.

Все равны, а я ровнее.

Бесконечные поправки и калибровки на "сегодня день такой", настроение, обстоятельства.

Сотрудники не знают точно, куда и почему бизнес, сколько и почему они зарабатывают. Но знают, что надо попросить настойчивее и показать себя услужливее или конфликтнее. И вопрос будет решен.

Почему БЕЗМЯТЕЖНАЯ СРЕДА - это не рабочая среда в принципе?

В ней нет деятельности. В ней нет решения групповых задач. В ней акцент на личных задачах и нулевой инициативности в сторону групповых задач.

Почему она существует, раз она нерабочая?

Потому что у нас такая среда в общем, в культуре нашей.

Мы можем тут углубиться в сказки, как часть среды воспитания отношения к жизни (Иван лежал на печи, а потом все само...), можем углубиться в черно-белые, полярные метания родительской идентичности "хорошая/плохая мать, отец" без динамических вариаций между. Можем кивнуть на СССР и культ статуса, "казаться, а не быть", ну и жесткий режим, когда деятельность, инициативность наказуема...

А можем не задаваться риторическими вопросами, а засучив рукава, начать удалять безмятежность из своих собственных отношений с деятельностью.

Безмятежность хороша во младенчестве: покакал - ура! рот открыл поесть - ура! поспал - ура! все естественные процессы приветствуются, как деятельность.

И это здорово для младенца.

Безмятежность безусловно нужна и важна в старости: покакал, куда надо - ура! поел хорошо, значит память работает - ура! поспал ночью, а не днем? - ура, ура! Мы рады за наших стариков, мы желаем им безмятежной старости.

Но вот все то время, что между младостью и старчеством - как-то что-то надо бы делать.

Не то чтобы я такой достиженец-драйвер, но вот слесарь пришел на вызов, почесал репу и ушел, но ничего не сделал и вода либо есть по всему полу в квартире, либо ее нет ни в одном кране.

Чиновник пришел за рабочий стол, проверил, все ли бумаги на вместе, а бумаг много, надо каждую проверить. Подписал-отписался по тем, у которых срок годности завтра заканчивается, проверил на месте ли его место - и домой пошел. А закон так и не принят, ведь его придумывать нужно. Или принят, но в варианте скачанного реферата, и сами знаете, что это за закон...

Врач, водитель, учитель, менеджер, ..

В следующем посте расскажу про ДОГМАТИЧЕСКУЮ СРЕДУ и про то, как может быть осуществлен переход из БЕЗМЯТЕЖНОЙ в ДОГМАТИЧЕСКУЮ. И Почему не получится сразу же прыгнуть в КАРЬЕРНУЮ.

И почему не стоит (хотя и можно) сразу же шагнуть в САМОУПРАВЛЯЕМУЮ.

#proсреды #нейродеятельностныесреды #безмятежнаясреда