Найти тему
Литера "Б"

О Клиффе Бёртоне, группе Металлика, и о Тушинском концерте в 1991г.

Клифф Бёртон. Фото из свободного доступа.
Клифф Бёртон. Фото из свободного доступа.

Здравствуйте друзья. Приветствую всех своих подписчиков и читателей.

Сегодня дела все закончил пораньше, именно с целью написания этой статьи. И снова хочу поговорить о музыке. Так как эта тема для меня близка.

Сегодня мог бы отметить своё шестидесятилетие Клифф Бёртон, басист группы Металлика. Нет сомнения, что его техника игры способствовала взлёту и росту популярности этой группы. В 1986 году его жизнь трагически оборвалась в автомобильной аварии. Трудно переоценить его вклад в музыку. Недаром ведь в 2011 году он был признан одним из лучших бас- гитаристов.

Моё знакомство с этим коллективом (Металлика) состоялось примерно в середине 1988 года. Перезаписанная аудиокассета с чудовищным качеством звука была заслушана до "дыр". Тогда ведь лишь это носитель звука был массово доступен. Виниловые пластинки отечественных звёзд металл-сцены только начали появляться на прилавках магазинов, а забугорные издания стоили немалых денег, да и достать их было весьма затруднительно. Альбом, что был записан на той кассете, как я потом узнал, был 1986 года. Да, тот самый "Master of Puppets". Позже я услышал их дебютник "Kill 'Em All" (1983), и второй альбом "Ride the Lightning" (1984). Но знакомство с группой Металлика состоялось именно с альбома 1986 года. Сказать, что музыка произвела на меня впечатление - означает не сказать ничего. Это был, реально, взрыв чувств и эмоций.
Все прекрасно знают, что эта пластинка была последней из записанных с Клиффом. Сейчас трудно уже рассуждать о том, как звучала бы группа, если бы он не погиб тогда...

Светлая память...

Но группа справилась с этой чудовищной потерей, и выпускала альбомы и давала концерты. Я считаю что она заслужила своё место в истории металла.

Совсем недавно я приобрёл виниловую пластинку "Master of Puppets". Как нибудь, когда буду чуть посвободней, я сделаю на неё видеообзор.

фото автора
фото автора

И с самой Металликой мне посчастливилось увидится воочию на концертах. А первый раз это произошло в 1991 году. На том самом Тушинском побоище (попоище), которое произошло 28 сентября, вышеупомянутого, непростого года. И ехал я на тот концерт именно на Металлику, а все остальные группы были как приятный бонус.

Разные источники называют разные цифры. Кто-то утверждает что народу собралось больше миллиона человек. Кто-то отстаивает более маленькое число - 250 000. Я всё же считаю, что тысяч семьсот-то уж точно было.

Совсем недавно, в сентябре прошлого года, отмечалось тридцатилетие этого знаменательного события. Как тогда этот концерт подвергался критике, так и сейчас его поливают грязью, ссылаясь на то, что сей фестиваль произошёл после всем известных событий августа того года. Я далёк от политики был в те времена, и сейчас если и упоминаю её, то лишь со свойственной мне иронией. Прежде всего - я любитель музыки, поэтому и ехал на тот концерт исключительно из любви к вышеупомянутой.

Почему я завёл разговор об этом концерте в день рождения талантливого бас-гитариста? Да всё очень просто. Когда я говорю - "Металлика", подразумеваю Клиффа. Когда я говорю - "Клифф Бёртон", я подразумеваю Металлику.

Сама поездка на концерт, и некоторые события самого концерта, были уже мною описана в виде текста, десять с половиной лет назад. Я тогда немного сотрудничал с одним Рок-журналом, название которого не назову. Они попросили описать воспоминания об том Фестивале, к двадцатилетнему юбилею. Текст я им привёз. Главред вдоволь поржал над ним, и сказал:

- Такое я издавать не стану. Пиши что-нибудь другое.

На скорую руку набросал я другой текст тогда. Редактор одобрил вроде, но то творение так и не увидело Свет. Журнал закрыли в начале сентября.

А тот самый первый текст я сохранил для себя. И хочу поделится им с вами. Там описана вся атмосфера тех лет. Вся бесшабашность и безбашенность. Надеюсь, статью не забанят за этот контент...

картинки из свободного доступа
картинки из свободного доступа

Итак, Монстры рока в Тушино. 1991г.

Дело было в далёком 1991. Приезд звёзд с мировым именем был тогда сравним, разве что с пришествием Мессии. А тут METALLICA и AC/DC!!!! Да, к тому же ХАЛЯВА!!!!

Помню сидели мы, у одного дружбана, прогуливая занятия СПТУ. Пили самогон, слушали музыку. Тут кто-то из друзей вдруг говорит : "Завтра в Москве Металлика будет, и AC/DC. Надо бы сгонять, когда ещё такое случится?". Я и говорю: "Надо ехать!!! Только не завтра, а сегодня, к вечеру. Народу будет много, места у сцены забить заранее надо" Слово за слово, собрались вчетвером. По дороге затарились самогоном, в долг. Возле Ж. Д. вокзала встретили ещё двоих. Предложили им поехать с нами. Ну и они, нутром чуя, и слыша звон бутылок в сумках, естественно не смогли отказаться. Электричкой добирались, конечно же, безбилетно, убегая от контролёров. В Столице метро встретило нас не очень дружелюбно. Бабулька у турникетов ни за что не хотела пропускать шестерых пьяных, лохматых чудовищ. Грозила вызвать милицию. Пришлось применять чудеса акробатики, перепрыгивать турникеты. В общем, как мы добрались до станции Тушинская, я помню смутно, так как половина самогона, что взяли с собой, была уже внутри нас. По дороге потеряли Лёху (одного из тех, что на вокзале встретили). Он уснул где-то в поезде метро.

В восьмом часу вечера добрались-таки до Тушинского аэродрома, пьянющие вдрызг. К слову будет сказано, что ни денег, ни жратвы, никто не догадался взять. Да и самогон к тому моменту, уже почти иссяк. Заходим, значит, мы на поле, а там народу пьяного, видимо - невидимо. И все свои!!! С хайерами по пояс, в джинсе и коже проклепанной. В общем, братья. Палаток понаставили, костры горят. Из кассетных магнитофонов играет разная (хорошая!) музыка. Мы двинули ближе к сцене, надеясь утром оказаться в первых рядах. Наивные!!! Народ уже тут вторые сутки живёт!!! И откуда тут только не было, из Воронежа, из Перми, из Харькова, Новосибирска, в общем из всех уголков нашей необъятной родины повылазило столько лохматых, проклепанных, пьяных существ, только ради того, чтобы своими глазами увидеть кумиров.

Не помню подробности, каким-то образом нам удалось познакомиться с парнями из Владимира, и влиться в их тусовку. Эти ребята, в отличие от нас, оказались людьми предусмотрительными, к тому же, совсем не жадными. Выпивки и закуски у них имелось с избытком. Мы тоже угостили их Можайским самогоном(осталось литра полтора). Как прошла ночь и наступило утро, я помню не слишком отчётливо. Похмелились пивом и стали выдвигаться к сцене. Но не тут то было. Подходы к сцене уже были оцеплены первым кордоном. Прибывали новые войска. Стало ясно, что к сцене так просто не пройти. Пробовали прорваться толпой, некоторым это удавалось, а кто-то получив дубинкой по хребту, отправлялся зализывать раны, расположившись перед высотными экранами. Мне, и одному из нашей тусовки повезло - нас просто перекинули через кордон, в итоге мы оказались метрах в 20-25 от сцены.

Дальше был концерт. Имеет ли смысл описывать эмоций и чувства 17ти летнего подростка, попавшего на этот концерт. Восторгу не было предела. PANTERA запомнилась тогда грубым трэш-кором, качество звука на троечку. Но в голове отложилось желание добыть запись этой группы, и послушать музыку в нормальной обстановке. ЭСТ отыграли нормально, исполнив свои хиты. Black Crowes не запомнились никак. Народ, и я в том числе, ждали МЕТАЛЛИКУ!!!!!! И тут свершилось!!! Первые аккорды заставили сердце биться в унисон. Щенячий восторг! Вот они, совсем рядом, бегают по сцене... Ууууу МЕТАЛЛИКА!!! АААааа М Е Т А Л Л И КА. Далее был небольшой перекур, часть народа удалилась с поля. Большая часть осталась. Я в том числе. Темнело. AC/DC начали выступление с пиротехникой и другими спец эффектами. И опять.... Ууууу AC/DC.......... ААААААааа. AC/DC........ В общем, концерт был АФИГЕННЫМ.

Жаль, конечно тех людей, которым не удалось продержаться до конца. Многие попали под летающие бутылки, и оказались в травматологии. Мне бутылка попала в плечо. Краем глаза я увидел летящий предмет, и успел увернуться, насколько это можно было сделать в толпе. Плечо потом долго болело. Но это всё пустяки, мелочи, не сравнимые с тем удовольствием, полученным от самого концерта.

картинки из свободного доступа.
картинки из свободного доступа.