Найти в Дзене

Правильная практика йоги.

Размышление над тем, что есть правильная практика йоги, является одним из самых главных предметов моей саморефлексии. У этого размышления – две стороны. Первая связана с вопросом «что давать?». В йоге много направлений и каждый раз я сталкиваюсь с разными школами, которые истолковывают известные понятия/асаны/техники немного по-другому. Вторая сторона связана с вопросом «как давать?». Йога - это строгое системное изучение материала или это творческий процесс без системы? Нужно ли держать учеников в напряжении через дисциплину и «дрессировку» или же смысл в том, что нужно выстраивать свободную и комфортную практику? Все мои заметки инструктора, крутятся вокруг двух главных вопросов «что?» и «как?». Чем шире моя практика и больше опыт, тем яснее становится, что однозначных ответов на эти вопросы нет. Люди разные, практика разная, ученики/инструктора – разные. Первоначально я ориентировался на запросы учеников. Пока эти запросы не стали противоречить сами себе. На примере родителей детски

Размышление над тем, что есть правильная практика йоги, является одним из самых главных предметов моей саморефлексии. У этого размышления – две стороны. Первая связана с вопросом «что давать?». В йоге много направлений и каждый раз я сталкиваюсь с разными школами, которые истолковывают известные понятия/асаны/техники немного по-другому. Вторая сторона связана с вопросом «как давать?». Йога - это строгое системное изучение материала или это творческий процесс без системы? Нужно ли держать учеников в напряжении через дисциплину и «дрессировку» или же смысл в том, что нужно выстраивать свободную и комфортную практику? Все мои заметки инструктора, крутятся вокруг двух главных вопросов «что?» и «как?». Чем шире моя практика и больше опыт, тем яснее становится, что однозначных ответов на эти вопросы нет. Люди разные, практика разная, ученики/инструктора – разные.

Первоначально я ориентировался на запросы учеников. Пока эти запросы не стали противоречить сами себе. На примере родителей детских групп это видно лучше всего. Один и тот же родитель может просить не нагружать ребенка, а потом жаловаться, что его недостаточно нагружают. Или родитель может благодарить тебя за то, что ты увлек ребенка и теперь он горит твоей секцией, но тут же критиковать твой стиль работы с детьми (только вот с Димой надо строже, можно даже прикрикнуть на него). Нагрузите моего ребенка, не нагружая. Наорите на моего ребенка, но так, чтобы он был рад. И это желания родителей, а есть ещё и желания детей, они могут быть абсолютно другими. Типичная ситуация, когда родителю секция не нравится, а ребенку нравится, а потом они меняются местами. Сначала ребенок уговаривает маму отвести его на занятия, а потом мама уговаривает ребенка пойти на тренировку. Ориентироваться на такие запросы бесполезно. Выстраивать свою практику, исходя из таких сиюминутных «хотелок» - это попасть в дурную бесконечность, где при любом выборе ты будешь не прав.

Так как же быть? Мне кажется, нужно отталкиваться от себя. Нужно понять, не то, что другие хотят от тебя, а то, что ты сам хочешь и что ты можешь дать другим. Если в тебе есть стремление к системности и требовательность, то именно так и нужно выстраивать свою практику. Но, если в тебе этого нет? Недавно у Людмилы Петрановской столкнулся с таким понятием как метадеятельность. Есть твоя предметная деятельность, которая примерно у всех одна и та же и она характеризует твою профессию, а есть что-то над («мета»), то, как ты раскрываешься в этой профессии. «Мета» у всех разная. Кто-то хорошо детей к соревнованиям готовит, кто-то просто передает им знания, а кто-то объединяет их и создает дружные коллективы. Все называются учителями, но каждый раскрывается и приносит пользу другим, исходя из своей внутренней сути. Вот отталкиваясь от этой внутренней сути и нужно выстраивать практику йоги.

На пути к своей практике много подводных камней. Очень трудно избавиться от желания всем нравиться. Кто-то отнесется к тебе как к учителю, кто-то как к другу, а кто-то как к обслуживающему персоналу. Кто-то попытается тебя купить, кто-то напугать, а кто-то задобрить. Всё это не суть важно, когда ты понимаешь, в чем смысл твоей практики и видишь ценность в своем «что?» и «как?».