Хочется русскому вести бизнес так же красиво, как на Западе, вот и берет он оттуда лучшие, как думает, идеи. Внедряет, и порой получается – не пойми что, дела идут – не пойми как. Разбору модных бизнес-идей был посвящен недавний вебинар для предпринимателей России и СНГ. Мероприятие организовал Центр финансовой грамотности Южного федерального университета.
Ведущий, коуч из Таганрога Дмитрий Воликов, рассказал, почему коучинговое управление персоналом – идеально и в то же время не популярно.
Когда подходит директивный (авторитарный) стиль управления
В большинстве российских компаний используется авторитарный (директивный) стиль управления, отметил коуч Дмитрий Воликов на прошедшем недавно вебинаре для предпринимателей России и стран СНГ.
В отличие от коучингового, такой вариант подразумевает четкие приказы, контроль, выговоры и увольнения за ошибки. Преуменьшена роль сотрудников, преувеличена позиция собственника, который становится заложником своей экспертности.
Подчиненные не рискуют что-то предлагать, компания не развивается.
Возникают ущербы, авралы, если начальник заболел, уехал, ведь его некому заменить, сотрудники не самостоятельны.
По словам Д.Воликова, директивный подход оправдан в экстремальной, критической ситуации, а вот в каждодневных делах лучше переходить на коучинговый. Тут общение выстроено горизонтально, партнерски, легко удается ладить и с начинающими, и опытными сотрудниками. Коучинг зиждется на доверии.
Демократия лучше?
Внедрять демократические стили управления можно только тогда, когда большинство сотрудников способны нести ответственность и договариваться о ее разграничении, сообщил Александр Лапыгин, генеральный директор компании «РОСЭКО-СТРОЙПРОЕКТ» (Санкт-Петербург). Чаще руководители приказывают, потому что так сложилось историческое развитие России. Многие люди предпочитают не принимать важные решения, а делегировать наверх – начальнику, чиновнику, президенту. И в собственной неправоте они не признаются, потому что признание ошибки чревато потерей должности, работы, премии, а сваливание вины на подчиненного или соседнее подразделение избавляет ото всех этих бед.
В странах, где определенный уровень обеспечения безопасности достигнут, чаще встречается демократичный и либеральный стили.
Нам до этого далеко. Вдобавок в России компания, которая формирует демократичную атмосферу, рискует столкнуться с клиентом, где авторитарная иерархия. Сотрудники той и другой фирмы не найдут понимания, потому что вторые будут требовать от первых высокого уровня сервиса, который сводится к «здесь и сейчас», «разбиться в лепешку, но сделать».
Подробнее, с комментариями руководителей российских компаний, читайте в электронном журнале "ГеоИнфо". ЧИТАТЬ