Я уже писал про Талабские острова и признаться, это одна из любимых мной тем из истории Псковской земли. По этому в этот раз хочу рассказать об интересной бытовой стороне жизни на Талабских островах в дореволюционные времена.
И так, до революции в Александровском посаде (именно так назывались в XIX веке Талабские острова), по субботам рыбаки собирались в «ловецкой избе». Жерник (старшина артели) - подсчитывал доход, и дальше происходил примерно такой разговор:
Жерник: Заработали мы сегодня, ловцы, двадцать рублей.
Остальные рыбаки (хором): Бабе — целковый, да Богу — доля, пять с полтиной. Ну и себе — пять с полтиной.⠀
Жерник: А вина за сколько будем брать?
Остальные рыбаки (хором): За остальное!⠀
Это и называлось «ссорки» — общественные расходы. Покупали на остальные вина, брали самые большие рыбины, пекли из них пироги и ели, запивая хлебным вином (так на островах почтительно называли Водку). А стеклотару из-под алкоголя забирала хозяйка избы — это был ее побочный доход, кроме законного целкового. Ловецкая изба устраивалась у всех по очереди.
Одно время была запрещена продажа спиртных напитков и их доставляли на острова из Эстонии или из Пскова, где в то время были - немцы. Из Пскова водка доставлялась в гробах. Устраивали похороны и везли хоронить на острова. Еженедельно во Пскове умирал, кто-нибудь из островных, и его труп в просторном гробу торжественно перевозили; на острова, где справляли веселые поминки по тут же сидевшему покойнику. Так ради водки шутили со смертью религиозные рыбаки.
Если понравилась история, ставь лайк и подписывайся.