Найти тему
pro-goszakaz.ru

Необычные ошибки заказчика, которые точно найдет на проверке финконтроль

Эксперт журнала «Госзакупки.ру» собрал основные ошибки заказчиков, которые чаще всего выявляют контрольные органы при плановой проверке. Сведения собраны на основе проверок за последние полгода. Предлагаем на примерах ошибок коллег, ознакомиться и не допускать подобных в работе.

Вам, как заказчику, наверняка известна процедура плановой проверки вашей деятельности со стороны органов финконтроля. Порядок проверок установлен постановлением Правительства от 01.10.2020 № 1576. Проверка проводится комиссией, которая создается контрольным органом.

Плановая проверка бывает документальной (вы предоставляете запрашиваемые документы в контрольный орган) или выездной (комиссия выезжает к вам и проверяет все на месте). Общий срок такой процедуры не может длиться более 40 рабочих дней:
— 20 рабочих дней — основной срок процедуры;
— 20 рабочих дней — срок продления.

Такие проверки могут проводиться не чаще одного раза в 6 месяцев. По результатам проверки составляется акт, а в случае выявления нарушений выносится предписание, обязательное для исполнения. Информация о проверке, ее результатах и документы, относящиеся к ней, размещаются на сайте ЕИС в общем доступе.

Эксперт проанализировал результаты плановых проверок, проведенных за последние 6 месяцев, и предлагаем изучить ошибки, которые чаще всего допускают заказчики.

Нарушения по нормативным затратам

Контролеры выявляют нарушения по нормативным затратам:
— акты о нормировании не размещаются в ЕИС;
— объект закупки не включается в нормативные затраты;
— лимиты нормирования превышаются по количеству и ценам.

Управление финансов Администрации Бековского района Пензенской области (номер в ЕИС 202156300660000005) в процессе проверки выявило, что заказчик вывесил проект постановления об утверждении правил, провел общественное обсуждение, однако по окончании не разместил/отменил указанное постановление. Управление финансов посчитало это нарушением части 6 статьи 19 Закона № 44-ФЗ.

Прежде чем запускать процесс закупки, убедитесь, что вы включили объект закупки в нормативные затраты. После удостоверьтесь, что отсутствует превышение норматива по количеству, цене.

Довольно часто заказчики заключают контракты с единственным поставщиком, вносят закупки в планы-графики, проводят процедуры по ним, не заглянув предварительно в нормативные затраты.

Такое нарушение выявили в ходе проверки Администрации Волынщинского сельсовета Бековского района Пензенской области (номер в ЕИС 202156300660000003). Заказчик приобрел товар, заключив прямой договор, и произвел оплату в полном объеме, однако данную закупку в нормативные затраты не включил. Действия привели к неэффективному расходованию бюджетных средств.

Нарушение в плане-графике

Чтобы сформировать и разместить план-график, а также внести в него изменения, законодатель установил четкие сроки, но многие заказчики эту норму не соблюдают.

В ходе проверки Финансовое управление Администрации Волоколамского городского округа обнаружило, что заказчик опубликовал план-график с нарушением установленных сроков (номер в ЕИС 2021463D7476000003). Лимиты бюджетных обязательств на 2020 год были доведены до заказчика 09.01.2020. В течение 10 рабочих дней необходимо было разместить план-график, однако фактически он был опубликован только 10.02.2020.

Более того, заказчик включил в него лишь одну закупку на сумму 10 460 руб., тогда как общая сумма финансирования составила 2 млн руб. Контрольный орган признал, что заказчик осуществил планирование не в полном объеме, нарушив пункт 3 части 4 статьи 16 Закона № 44-ФЗ.

По результатам другой проверки контрольный орган установил, что заказчик в 2020–2021 году проводил закупки, которые не имел права осуществлять, поскольку не включил их в план-график (номер в ЕИС 202152301631000007).

Нарушения в реестре контрактов

В реестре контрактов ЕИС контролеры находят нарушения:
— не включаются сведения о контракте, о его исполнении или информация заносится не в полном объеме;
— нарушаются сроки размещения информации;
— некорректно заносится информация в реестр контрактов.

Орган исполнительной власти МО «Холмогорский муниципальный район» провел проверку деятельности МКУ Холмогорского муниципального района «Хозяйственное управление администрации Холмогорского муниципального района» и обнаружил нарушения (номер в ЕИС 2021113Р4282000006). Заказчик несвоевременно направлял сведения о заключении контракта, о его изменениях и исполнении в реестр или вовсе не публиковал информацию. Также заказчик допустил ошибку, когда вносил сведения, что привело к размещению недостоверной информации в реестре контрактов (неверно указаны единица измерения и количество).

При другой проверке выявили, что заказчик нарушил сроки размещения информации (номер в ЕИС 202160310578000004). Например, по одному из контрактов акт датируется 31.01.2021, однако информацию о нем разместили лишь 22.03.2021, а информация об оплате в реестре отсутствует.

Управление финансов Администрации Бековского района Пензенской области при проведении проверки обнаружило факт внесения заказчиком недостоверной информации в реестр (номер в ЕИС 202156300660000004). При внесении информации об исполнении указали неправильный статус контракта («исполнение завершено», а не «исполнение прекращено»), в результате была размещена информация об изменении, а не о расторжении контракта.

Такие ошибки чаще всего происходят в случае больших объемов закупок. Поэтому очень важно отслеживать сроки заведения информации в реестр и внимательно проверять ее перед публикацией.

Нарушения при формировании контракта и внесении изменений

Контракт должен содержать существенные условия, которые установлены нормами закона, а его остальные положения не могут противоречить этим нормам. Однако на практике мы видим, что заказчики не всегда руководствуются этим правилом.

Так проверка установила, что в 2020 году заказчик подписывал контракты, не содержащие условие о том, что цена является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта (номер в ЕИС 202122300119000008).

В акте о результатах проверки Администрации Ивановского сельсовета Бековского района Пензенской области указано, что в контракт включили условия оплаты с нарушением норм Закона № 44-ФЗ, прописав срок оплаты не в рабочих, а банковских днях (номер в ЕИС 202156300660000004).

Часто заказчики забывают вносить в свои контракты информацию об ИКЗ. К таким случаям можно отнести нарушения Администрации Новохарьковского сельского поселения (номер в ЕИС 202120300152000005), а также МКУ «Служба организации услуг для сферы образования» (номер в ЕИС 202160310578000004).

Внесение изменений в контракты не всегда бывает обоснованным, о чем свидетельствует большое количество проверок, в результате которых выявляются нарушения.

Нарушения при исполнении контрактов и неприменение штрафных санкций к участнику

Заказчики некорректно принимают результаты работ, выполненных с нарушениями, не соблюдают сроки оплаты, не применяют штрафные санкции к недобросовестным участникам или неправильно их начисляют. Все это ошибки, с которыми приходится сталкиваться органам контроля.

При проверке Комитет финансов Администрации Боровичского муниципального района выявил нарушение МКУ «Служба заказчика Боровичского муниципального района» (номер в ЕИС 202149300814000003). Учреждение заключило контракт на выполнение работ по содержанию кладбища на сумму 1 108 152,73 руб. Участник не мог досрочно выполнить свои обязательства в связи со спецификой работ и отсутствием данного условия в контракте. 31 июля 2020 года заказчик расторг контракт в одностороннем порядке, а 10 августа 2020 года подписал акт о частичном выполнении работ на сумму 1 023 167,76 руб. Контрольный орган посчитал, что стоимость принятых работ была завышена, а оставшаяся сумма (84 984,97 руб.) меньше стоимости тех работ, которые по контракту выполнены не были. Позже МКУ заключило прямой договор с другим участником на сумму 374 368 руб. на работы, которые были идентичны тем, что остались не выполненными в предыдущем контракте. Тем самым Комитет финансов выявил неэффективное использование бюджетных средств заказчиком.

В случае если поставщик нарушает свои обязательства, заказчик обязан начислять неустойку. Однако он выполняет это не всегда.

С таким нарушением столкнулось УФК по Челябинской области. Заказчик не направил требование об оплате пеней участнику, нарушившему сроки поставки. По результатам проверки контролеры обнаружили, что заказчик неоднократно проводил оплату по контракту с нарушением установленных сроков.

Несоответствие использования поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг целям осуществления закупки

Управление финансов Администрации Бековского района Пензенской области провело проверку, по результатам которой выявило (номер в ЕИС 202156300660000005): заказчик заключил договор на оказание услуг по техническому сопровождению программного продукта. Работы по нему выполнили в полном объеме и своевременно произвели оплату. Однако заказчик не использовал продукт ни в период действия договора, ни после его завершения. Контрольный орган сделал вывод, что у заказчика не было потребности в проведении данной закупки и расходование бюджетных средств было неэффективно.