Эксперт журнала «Госзакупки.ру» собрал основные ошибки заказчиков, которые чаще всего выявляют контрольные органы при плановой проверке. Сведения собраны на основе проверок за последние полгода. Предлагаем на примерах ошибок коллег, ознакомиться и не допускать подобных в работе.
Вам, как заказчику, наверняка известна процедура плановой проверки вашей деятельности со стороны органов финконтроля. Порядок проверок установлен постановлением Правительства от 01.10.2020 № 1576. Проверка проводится комиссией, которая создается контрольным органом.
Плановая проверка бывает документальной (вы предоставляете запрашиваемые документы в контрольный орган) или выездной (комиссия выезжает к вам и проверяет все на месте). Общий срок такой процедуры не может длиться более 40 рабочих дней:
— 20 рабочих дней — основной срок процедуры;
— 20 рабочих дней — срок продления.
Такие проверки могут проводиться не чаще одного раза в 6 месяцев. По результатам проверки составляется акт, а в случае выявления нарушений выносится предписание, обязательное для исполнения. Информация о проверке, ее результатах и документы, относящиеся к ней, размещаются на сайте ЕИС в общем доступе.
Эксперт проанализировал результаты плановых проверок, проведенных за последние 6 месяцев, и предлагаем изучить ошибки, которые чаще всего допускают заказчики.
Нарушения по нормативным затратам
Контролеры выявляют нарушения по нормативным затратам:
— акты о нормировании не размещаются в ЕИС;
— объект закупки не включается в нормативные затраты;
— лимиты нормирования превышаются по количеству и ценам.
Управление финансов Администрации Бековского района Пензенской области (номер в ЕИС 202156300660000005) в процессе проверки выявило, что заказчик вывесил проект постановления об утверждении правил, провел общественное обсуждение, однако по окончании не разместил/отменил указанное постановление. Управление финансов посчитало это нарушением части 6 статьи 19 Закона № 44-ФЗ.
Прежде чем запускать процесс закупки, убедитесь, что вы включили объект закупки в нормативные затраты. После удостоверьтесь, что отсутствует превышение норматива по количеству, цене.
Довольно часто заказчики заключают контракты с единственным поставщиком, вносят закупки в планы-графики, проводят процедуры по ним, не заглянув предварительно в нормативные затраты.
Такое нарушение выявили в ходе проверки Администрации Волынщинского сельсовета Бековского района Пензенской области (номер в ЕИС 202156300660000003). Заказчик приобрел товар, заключив прямой договор, и произвел оплату в полном объеме, однако данную закупку в нормативные затраты не включил. Действия привели к неэффективному расходованию бюджетных средств.
Нарушение в плане-графике
Чтобы сформировать и разместить план-график, а также внести в него изменения, законодатель установил четкие сроки, но многие заказчики эту норму не соблюдают.
В ходе проверки Финансовое управление Администрации Волоколамского городского округа обнаружило, что заказчик опубликовал план-график с нарушением установленных сроков (номер в ЕИС 2021463D7476000003). Лимиты бюджетных обязательств на 2020 год были доведены до заказчика 09.01.2020. В течение 10 рабочих дней необходимо было разместить план-график, однако фактически он был опубликован только 10.02.2020.
Более того, заказчик включил в него лишь одну закупку на сумму 10 460 руб., тогда как общая сумма финансирования составила 2 млн руб. Контрольный орган признал, что заказчик осуществил планирование не в полном объеме, нарушив пункт 3 части 4 статьи 16 Закона № 44-ФЗ.
По результатам другой проверки контрольный орган установил, что заказчик в 2020–2021 году проводил закупки, которые не имел права осуществлять, поскольку не включил их в план-график (номер в ЕИС 202152301631000007).
Нарушения в реестре контрактов
В реестре контрактов ЕИС контролеры находят нарушения:
— не включаются сведения о контракте, о его исполнении или информация заносится не в полном объеме;
— нарушаются сроки размещения информации;
— некорректно заносится информация в реестр контрактов.
Орган исполнительной власти МО «Холмогорский муниципальный район» провел проверку деятельности МКУ Холмогорского муниципального района «Хозяйственное управление администрации Холмогорского муниципального района» и обнаружил нарушения (номер в ЕИС 2021113Р4282000006). Заказчик несвоевременно направлял сведения о заключении контракта, о его изменениях и исполнении в реестр или вовсе не публиковал информацию. Также заказчик допустил ошибку, когда вносил сведения, что привело к размещению недостоверной информации в реестре контрактов (неверно указаны единица измерения и количество).
При другой проверке выявили, что заказчик нарушил сроки размещения информации (номер в ЕИС 202160310578000004). Например, по одному из контрактов акт датируется 31.01.2021, однако информацию о нем разместили лишь 22.03.2021, а информация об оплате в реестре отсутствует.
Управление финансов Администрации Бековского района Пензенской области при проведении проверки обнаружило факт внесения заказчиком недостоверной информации в реестр (номер в ЕИС 202156300660000004). При внесении информации об исполнении указали неправильный статус контракта («исполнение завершено», а не «исполнение прекращено»), в результате была размещена информация об изменении, а не о расторжении контракта.
Такие ошибки чаще всего происходят в случае больших объемов закупок. Поэтому очень важно отслеживать сроки заведения информации в реестр и внимательно проверять ее перед публикацией.
Нарушения при формировании контракта и внесении изменений
Контракт должен содержать существенные условия, которые установлены нормами закона, а его остальные положения не могут противоречить этим нормам. Однако на практике мы видим, что заказчики не всегда руководствуются этим правилом.
Так проверка установила, что в 2020 году заказчик подписывал контракты, не содержащие условие о том, что цена является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта (номер в ЕИС 202122300119000008).
В акте о результатах проверки Администрации Ивановского сельсовета Бековского района Пензенской области указано, что в контракт включили условия оплаты с нарушением норм Закона № 44-ФЗ, прописав срок оплаты не в рабочих, а банковских днях (номер в ЕИС 202156300660000004).
Часто заказчики забывают вносить в свои контракты информацию об ИКЗ. К таким случаям можно отнести нарушения Администрации Новохарьковского сельского поселения (номер в ЕИС 202120300152000005), а также МКУ «Служба организации услуг для сферы образования» (номер в ЕИС 202160310578000004).
Внесение изменений в контракты не всегда бывает обоснованным, о чем свидетельствует большое количество проверок, в результате которых выявляются нарушения.
Нарушения при исполнении контрактов и неприменение штрафных санкций к участнику
Заказчики некорректно принимают результаты работ, выполненных с нарушениями, не соблюдают сроки оплаты, не применяют штрафные санкции к недобросовестным участникам или неправильно их начисляют. Все это ошибки, с которыми приходится сталкиваться органам контроля.
При проверке Комитет финансов Администрации Боровичского муниципального района выявил нарушение МКУ «Служба заказчика Боровичского муниципального района» (номер в ЕИС 202149300814000003). Учреждение заключило контракт на выполнение работ по содержанию кладбища на сумму 1 108 152,73 руб. Участник не мог досрочно выполнить свои обязательства в связи со спецификой работ и отсутствием данного условия в контракте. 31 июля 2020 года заказчик расторг контракт в одностороннем порядке, а 10 августа 2020 года подписал акт о частичном выполнении работ на сумму 1 023 167,76 руб. Контрольный орган посчитал, что стоимость принятых работ была завышена, а оставшаяся сумма (84 984,97 руб.) меньше стоимости тех работ, которые по контракту выполнены не были. Позже МКУ заключило прямой договор с другим участником на сумму 374 368 руб. на работы, которые были идентичны тем, что остались не выполненными в предыдущем контракте. Тем самым Комитет финансов выявил неэффективное использование бюджетных средств заказчиком.
В случае если поставщик нарушает свои обязательства, заказчик обязан начислять неустойку. Однако он выполняет это не всегда.
С таким нарушением столкнулось УФК по Челябинской области. Заказчик не направил требование об оплате пеней участнику, нарушившему сроки поставки. По результатам проверки контролеры обнаружили, что заказчик неоднократно проводил оплату по контракту с нарушением установленных сроков.
Несоответствие использования поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг целям осуществления закупки
Управление финансов Администрации Бековского района Пензенской области провело проверку, по результатам которой выявило (номер в ЕИС 202156300660000005): заказчик заключил договор на оказание услуг по техническому сопровождению программного продукта. Работы по нему выполнили в полном объеме и своевременно произвели оплату. Однако заказчик не использовал продукт ни в период действия договора, ни после его завершения. Контрольный орган сделал вывод, что у заказчика не было потребности в проведении данной закупки и расходование бюджетных средств было неэффективно.