Когда пользователи заходят на какой-то сайт, чтобы найти информацию или совершить покупку, часто они оценивают качество ресурса по тому, насколько удобный у него интерфейс. Что это такое, какие виды интерфейсов бывают и как разработать такой интерфейс, чтобы его оценили посетители – давайте разбираться...
Интерфейс: определение термина
Понятие “интерфейс” подразумевает набор средств, благодаря которым взаимодействуют две системы: пользователь и программа, программа и операционная система, программа и программа, устройство и устройство. То есть это некий проводник, задача которого – помочь в обмене данными между двумя объектами. В переводе интерфейс означает “место соприкосновения”, что отлично отражает главную суть этого термина.
Интерфейс позволяет вводить информацию и получать обратную связь, управлять разными приложениями, обмениваться данными и т. д.
Виды интерфейсов
В зависимости от сферы применения интерфейсы бывают таких видов:
- пользовательский интерфейс – все объекты, с которыми пользователь взаимодействует при посещении сайта или мобильного приложения (о его видах читайте ниже);
- программный интерфейс производит передачу данных между двумя программами (когда вы на своих смарт-часах видите актуальный прогноз погоды – это и есть интерфейс программы в действии: часы связываются с программой прогноза погоды и получают актуальную информацию для трансляции пользователю);
- аппаратный интерфейс обеспечивает связь между разными устройствами с помощью слотов и разъемов (например, когда вы вставляете в свой смартфон внешнюю карту памяти или подключаете к нему проводные наушники);
- аппаратно-программный интерфейс связывает между собой программу и устройства, обеспечивает взаимную передачу информации (например, при запуске какой-либо программы на ноутбуке);
- игровой интерфейс – способ взаимодействия пользователя с игрой, совокупность отдаваемых команд, форма подачи информации в игре, способ реагирования игры на действия пользователя;
- веб-интерфейс способствует взаимодействию пользователя и программы во всемирной сети (к примеру, онлайн-оплата товаров на сайте);
- интерфейс телефона – способ взаимодействия пользователя с гаджетом, его операционкой и приложениями;
- материальный интерфейс обеспечивает связь с устройством при помощи тактильного контакта (например, управление смартфоном либо планшетом с помощью сенсорного экрана, ввод информации с использованием мышки, управление игрой с помощью джойстика).
Виды пользовательского интерфейса
Среди пользовательского интерфейса можно выделить такие виды:
- командная строка обеспечивает управление операционкой и компьютером с помощью ввода специальных команд (требует знания поддерживаемого компьютером языка программирования);
- графический интерфейс обеспечивает взаимодействие с операционкой и программами с помощью графических элементов: галочек, кнопок, списков, иконок, схем, меню, картинок и т. п. (для работы с компьютером достаточно подключить мышь, а на смартфоне управление происходит при помощи касаний к сенсорному экрану);
- текстовый интерфейс обеспечивает взаимодействие с операционкой и программами с помощью текстовых команд (например, строка поиска на сайте, текстовые фильтры);
- жестовый интерфейс обеспечивает управление программами и операционкой с помощью жестов;
- голосовой интерфейс обеспечивает управление программами и операционкой с помощью голосовых команд (голосовой поиск в интернете, голосовые переводчики иностранных языков, виртуальные помощники по типу Siri, Алисы);
- тактильный интерфейс обеспечивает управление программами и устройствами с помощью осязания, например, вибрации, силы нажатия на кнопки или касания сенсорного экрана (удержание кнопки включения телефона приводит к его выключению, а короткое нажатие на нее просто активирует экран);
- нейронный интерфейс обеспечивает передачу команд и управление устройствами с помощью нейронных сигналов головного мозга (например, управление протезами, которые взаимодействуют с мозгом человека при помощи специальных чипов или вживленных электродов).
Как разработать удобный интерфейс
От удобства и простоты интерфейса зависит то, насколько часто пользователи захотят посещать сайт или программу и совершать в них целевые действия. Если интерфейс непонятен или усложняет выполнение каких-то задач (оформление онлайн-заказа на сайте, заполнение формы заявки, переходы между страницами ресурса), то посетители с большей долей вероятности закроют такой сайт, чем буду разбираться.
Интерфейс сайта можно считать удобным, если:
- Вы адаптировали его как под десктопную, так и под мобильную версию, то есть ресурсом удобно пользоваться с любого устройства.
- Меню сайта интуитивно понятно.
- На страницах сайта расположено оптимальное количество элементов, с которыми пользователь должен взаимодействовать (кнопка обратной связи, форма онлайн-заказа, лид-формы, онлайн-чат, попап-окна и т. п.).
- Иконки и кнопки достаточно крупные, их легко нажимать.
- Контент сайта структурирован и набран хорошо читаемым шрифтом, картинки на страницах соответствуют контенту.
- Все формы, размещенные на страницах, легко найти и заполнить (они не перегружены лишними полями, есть “подсветка” незаполненных или неправильно заполненных полей, нет капчи).
- На сайте есть строка поиска и фильтры.
- К сайту подключены удобные сервисы онлайн-оплаты, а заказ можно оформить легко и быстро.
Регулярно анализируйте свой ресурс на удобство интерфейса, а если вносите какие-либо изменения, не забывайте проводить A/B-тестирование страниц. Это покажет, насколько они поспособствовали росту важных показателей качества. Удачных вам разработок!