Найти в Дзене
Внимательный Лис

Боттичелли. Девушка в трех проекциях

Оглавление

История сюжета

Девушки - самое прекрасное, что есть на свете, особенно без признаков одежды. Я отдаю себе отчёт в том, что это утверждение спорное. Некоторые предпочитают бифштекс.

Преамбула

С 4 по 15 века в европейском искусстве изображения девушек без признаков одежды отсутствуют. Христианство, придя к власти в 4 веке, перекроило разнузданную римскую мораль. Отношение социума к женщине христианство определило следующей заповедью Иисуса:

Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

Но мужчина устроен так, что девушку в фертильном возрасте он рассматривает как правило именно совместно с вожделением. Следовательно, грешит. Далее ещё хуже. Мало того, что любой мужчина ещё не родившись уже виновен в том, что зачат "во грехе", далее, после только однократного осмотра девушки, он становится виновен дважды и следовательно рай для него становится малодоступен. Все безнадежно.

Чтобы повысить шансы попадания мужчины в рай в средние века существовал только один выход - девушку следовало упаковать и демонстрировать ее как можно реже. Результатом этого явилось то, что из живописи девушек убрали совсем, оставив одну Деву Марию в образе матери. Не нужно умножать соблазны!

Но даже тщательная упаковка девушки мало помогает мужчинам не грешить. В те времена ничего не знали про феромоны и про вомероназальный датчик в носу, при срабатывании которого наличие упаковки только стимулирует, а не предотвращает. В дополнение к феромонам при виде любой упаковки у мужчины сразу включается фантазия пополам с тестостероном и мечта о рае небесном автоматически меняется на мечту о рае земном. Однако заповедь священна, а женщины в христианстве вторичны, все кроме одной. Терпите.

Не стоило провоцировать понапрасну также и служителей церкви. Ввиду всего этого изображение дам в церковной живописи было запрещено к показу в принципе.

Так длилось почти тысячу лет. Все стало меняться в 15 веке. Объективной причиной перемен стало возрождение феномена светской власти. Светские властители не были так строго ограничены в поведении как религиозные. Их интерес к девушкам не был настолько лимитирован. Следом за появлением богатых светских мужчин последовала трансформация морали и у Римских пап. Постепенно становилось возможным всё. Был найден универсальный практический метод нейтрализации греха. Метод назывался так: "согрешить и покаяться". Сначала этот метод применялся в качестве воспроизводства доминантности церкви, затем упростился до бизнеса от продажи индульгенций.

Все было готово к реформе в живописи. Нужен был решительный человек, который смог бы создать первый прецедент изображения голой девушки. Одним из таким прецедентов, а возможно даже самым первым, стали работы юного Мазаччо и зрелого Мазолино в капелле Бранкаччи, Флоренция. Оба были привлечены к работе над фресками бизнесменом Феличе ди Микеле Бранкаччи, богатым торговцем шелком и одновременно представителем светской власти во Флоренции.

Капелла Бранкаччи. Флоренция
Капелла Бранкаччи. Флоренция

Итак в 1424 году Мазаччо, которому исполнилось всего 23 года и Мазолино 41 года совершают невиданное уже более 1000 лет дело. Они рисуют на стене храма (!) два сюжета: Мазаччо "Изгнание из Рая" (слева вверху) и Мазолино "Грехопадение" (справа вверху), в которых Адам и Ева были изображены голыми. В церкви! Это был настоящий прорыв!.

Слева Мазаччо. Справа Мазолино.
Слева Мазаччо. Справа Мазолино.

Сюжеты были исполнены с эволюционной точки зрения реалистично. Интеллект Адама только что инициирован съедением плода с Дерева познания, а следовательно челнок, ткацкий станок, иглу, методы раскроя и шитья он просто не успел еще изобрести. Одежды действительно не было никакой. А в Раю в одежде не было ни нужды, ни повода. Всё предстояло изобрести в будущем на Земле. Нужным это станет именно там.

Полагаю, что сами художники были всего лишь исполнителями воли заказчика Микеле Бранкаччи. Несомненно, кто платит, тот и заказывает. И не иначе. Художники и в те времена и теперь были и остаются мастеровыми, работающими над заказами конкретных лиц или на потребности рынка. Исключения единичны. А поэтому я склонен этот почти революционный прорыв в изображении считать достижением именно Бранкаччи, свободного торговца. Как говаривал Ньютон "Награды заслуживает инициатор".

Итак, прецедент состоялся. В церкви появилось изображение голой девушки. Запрет был снят.

Через 58 лет после этого Сандро Боттичелли пишет концептуальную картину "Весна", заказанную ему всесильным Медичи, который либо не боялся Папу, либо считал, что Папа и сам ожидает прецедента от кого-то и не будет возражать.

Боттичелли. "Весна" 1482 год
Боттичелли. "Весна" 1482 год

И через два года "Рождение Венеры".

Боттичелли. "Рождение Венеры". 1484 год
Боттичелли. "Рождение Венеры". 1484 год

Шлюз был открыт и далее все пошло лавинообразно.

Раздетые девушки отныне стали обычным объектом искусства. Мужчины добились своего и им значительно полегчало.

Конец преамбулы.

Три грации

Итак концептуальная работа Боттичелли "Весна".

Это первая после паузы почти в 1000 лет работа, где раздетая девушка изображена не в виде формальной иллюстрации к библейской или иной легенде, а ради прямой демонстрации своих эволюционно выработанных достоинств. Для тщательного осмотра со всех сторон применены одновременно три проекции: спереди, сзади и сбоку. В дальнейшем варианты такой композиции под названием "Три грации" стали регулярно воспроизводится художниками.

Грация в трех проекциях
Грация в трех проекциях

Судя по всему Боттичелли был первый, кто уже не иллюстрировал формальный сюжет подобно тому как сделали Мазаччо и Мазолино, а изобразил девушек ради них самих вне всякого готового сюжета. Иначе говоря, ради того, чтобы мужчины могли со всех сторон внимательно их разглядывать.

С эволюционной точки зрения изображение раздетой девушки является естественным и обоснованным. Разумеется, мужчине недостаточно только одного ракурса. Чтобы не совершить фатальной ошибки при половом отборе объект должен быть исследован тщательно. Это тем более важно при том условии, что христианская мораль не допускала прижизненных разводов. Мужчина ошибался один раз на всю жизнь. Если жена была бездетной, это означало конец роду и мучительную старость.

В более позднее время тщательный осмотр кандидаток в жены со всех сторон стал обычным, например для русских царей. Именно из тех же соображений обеспечения гарантии размножения. В случае бездетности можно было потерять власть и престол навсегда. Именно так, из-за отсутствия прямых наследников, вместо рюриковичей на Российский трон сели Романовы.

Мусульмане решали проблему возможной ошибки с женой иначе. Они стали практиковать многоженство. Но при таком расточительном подходе скоро девушек стало не хватать на всех, ввиду этого упаковки женщин в мусульманстве стали особенно герметичны, а девушкам без сопровождения появляться в социуме было запрещено.

Далее проблему дефицита девушек мусульмане решали путем нападения на соседние страны. Именно так и образовалась обширная арабская империя! И всему виной опять-таки женщины!

Женщина - двигатель мужчины!

Итак еще раз о концепции сюжета "Три грации".

Правильное изображение этого сюжета должно обязательно включать в себя три разных ракурса изображения девушки: спереди, сзади и сбоку.

Именно такое изображение позволяет мужчине полноценно оценить объект. Следствием такой лимбической оценки являются положительные или отрицательные эмоции. Далее эти эмоции принято прямо не описывать, а пользоваться косвенными определениями: изящно, грациозно, нежно, романтично и прочее в таком же роде. Нда.

"Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман..."

Однако используемые "искусствоведами" слова не должны обманывать никого. Эмоция возникает интеллект не спрашивая. Она возникает вследствие непроизвольной эволюционно обусловленной реакции на объект. Точка.

Теперь, когда мы выяснили что именно содержит в себе сюжет "Три грации " и каковы принципы его построения, посмотрим интересные примеры и оценим насколько художники справились с задачей, условно названной "Три грации".

Лукас Кранах. 1531 год
Лукас Кранах. 1531 год

Сюжет изображен по классическим правилам. Одна и та же девушка вид спереди, сзади и сбоку. Кроме показа форм характеризующих способность к деторождению, на виде справа Кранах подчеркивает гибкость суставов девицы, согнувшей ногу почти на 180 градусов. Излишняя сутулость вызывает недоверие.

Кранах с сюжетом справился. И даже больше, он не только продемонстрировал девушку с разных сторон, он еще и сделал варианты разных причесок. А на среднюю одел милую шляпку. Любуйтесь. Выбирайте! Отличная, очень информативная работа!

Рафаэль.  1504 год.
Рафаэль. 1504 год.

Девушка показана только с двух сторон. В обычных своих традициях Рафаэль применяет стандартный набор приемов воздействия: обязательную симметричность, природу на заднем плане. К вполне зрелым пухленьким организмам он приставил юную утрированную почти мультяшную головку с маленькими губками и невинным выражением. Вид сзади говорит о том, что Рафаэль плохо знаком с анатомией мышц. Скорее всего он в возрасте 21 года еще не имел случая как следует изучить предмет.

Работа слабая для Рафаэля. Не соблюдено правило трех разных ракурсов. Не достает вида сбоку. Нет разнообразия причесок. В последующем он исправится и будет изображать девушек почти идеально.

Каждая из девушек держит в руке яблоко. Эта деталь неслучайная. Это отсылка к греческой легенде "Суд Париса", где троянский царевич Парис, тщательно рассмотрев физические достоинства трех голых богинь со всех сторон, выдал яблоко той, с которой у него совпал набор феромонов.

Вот отличная работа Маковского.

Маковский. Суд Париса
Маковский. Суд Париса

Обратите внимание как Маковский точно рисует эмоциональное состояние всех трех девиц. Победительница повернута всеми достоинствами непосредственно к Парису - "ты выиграл приз, можешь забирать", средняя натягивает на себя ткань и презрительно оглядывается на победительницу "и что он в ней нашел", правой вообще стыдно за то, что она участвовала в этом мероприятии, оголилась, а ею пренебрегли, "какой позор".

Все три ракурса - спереди, сзади и в профиль присутствуют. Различный цвет волос также. Маковский точен!

Проигравшие богини обижены, а девушек обижать нельзя! Именно поэтому Рафаэль выдал по яблоку каждой. В данном случае это правильно, поскольку все три девицы в отличии от Маковского у Рафаэля идентичны. Победительницы нет.

Рубенс приводит меня в недоумение. Зачем он уродует прекрасные тела девушек? В мире так мало источников красоты. Их всего-то три: природа, девушки и интеллект. С какой целью уничтожать один из них? То, во что он превращает девушек в большинстве своих работ безусловно не случайно. Это отражение либо нездорового отношения к женщинам со стороны Рубенса, либо неудачной практики, либо осознанного стремления выделится искусственной оригинальностью. Но как это совместить с бурным инстинктом размножения: 2 детей от первого брака и 5 детей от позднего второго брака в возрасте 53 года с 16 летней девушкой. Как бы то ни было, а его картины свидетельствуют однозначно: девушек он изображает красивыми лицом и безобразными телом. Ракурсы однако более менее соблюдены. Вариативность соблюдена: блондинка, брюнетка, шатенка. Рассмотреть можно все, но рассматривать такое нет ни малейшего желания. Рубенс подозрителен... Я подозреваю его в нездоровой психике.

Вторая работа Рубенса "Суд Париса" по-рубенсовски хороша. Парис протягивает яблочко непонятно какой из трех сильно припухших девушек. Это можно расценить как злую шутку. Действительно, как можно назначать красавицами женские организмы от Рубенса!

Буше. 1735 г.
Буше. 1735 г.

Француз есть француз. Прелестные головки, розовые щечки, милые цветочки. Блондинка, брюнетка, шатенка. Организмы изображены только в двух и то неполноценных проекциях. Всё смущенно полуприкрыто. Видимо уже в 18 веке француженки предпочитали себя слегка маскировать, напирая главным образом на мужскую фантазию, а не на прямую демонстрацию своих достоинств.

Уильям Этти. Начало 19 века.
Уильям Этти. Начало 19 века.

Очень практичный англичанин. Всю жизнь рисовал в основном голых дам. Все по делу, грудь, талия, бедра в фас и в профиль. Настоящие грации!

Фрост. 1856 г.
Фрост. 1856 г.

Художнику 46. Он уже ясно понимает все тонкости жанра. Боковой проекции в явном виде нет, но она и не нужна. И без нее все отлично!

Реньо. 1793 г.
Реньо. 1793 г.

Француз, 49 лет. Классика жанра. Точных три проекции выполненные с большим знанием дела. Вариативность цвета волос имеется. Шатенка имеет чистый рыжий цвет. Брюнетка смотрит прямо на зрителя так называемым "загадочным" взглядом. Идеальная работа.

Замечание

Обращаю внимание на характерную закономерность: большинство художников, рисуя девушку в трех проекциях, размещают в центральной доминантной (главной) части картины проекцию вида сзади. Это несомненно признак выдающегося искусства!

Далее несколько более современных изображений.

Вид только сзади. Информации недостаточно
Вид только сзади. Информации недостаточно
Чан Янг. Современная китайская работа
Чан Янг. Современная китайская работа

Культурные воспитанные китайские барышни. А может быть только китайская мечта о таких барышнях? Как у них там в полукоммунистическом Китае с барышнями?

Пикассо
Пикассо

Классическая дегенерация в трех правильных проекциях. Пусть сам с такими имеет дело!

-17

Ну и наконец пример полного вырождения. Все и совсем у этого "художника" плохо. Попробуйте представить что содержит верхняя овальная часть организма сапиенса, который такое намазал...Я думаю там то же самое чем он и мазал.

Вот так всегда. Все, что так хорошо и весело начинается, заканчивается отходами жизнедеятельности.

Вспомним еще раз как все начиналось.

Боттичелли. Так все красиво начиналось!
Боттичелли. Так все красиво начиналось!

До встречи.