Доступ людей к качественному образованию — это, пожалуй, самый главный критерий, которым можно измерять благосостояние страны. ВВП на душу населения, средняя зарплата и прочие материальные мерила тоже важны, но деньги без образования — это путь в пропасть, постулат проверен поколениями.
Поэтому мне было очень интересно попасть в обычную узбекскую школу, и не где-нибудь в Ташкенте, а в провинции – городе Бешарык с населением менее 30.000 человек. Давайте вместе посмотрим, в каких условиях учатся дети в Узбекистане.
Здание школы небольшое: всего три этажа, да и то на третьем дети не занимаются. С другой стороны, учатся здесь только младшие школьники, так что тесно им точно не бывает. Обветшавшей школа изнутри не выглядит: стены аккуратно покрашены, при входе стоит скамеечка и висят государственные флаги.
На стене золотыми буквами выложено послание президента республики о важности образования. По-узбекски читать я не умею, но мне кажется, что основной посыл именно в этом. Если не прав, прошу исправить в комментариях.
Дети учатся в основном на втором этаже. Автоматического будильника нет, поэтому каждые сорок пять минут одна из учительниц выходит в коридор и нажимает на кнопку звонка. На случай, если отключат свет, как и в любой другой школе, припасен старый добрый советский колокольчик.
Поскольку в этой школе учатся только младшие классы, преподают здесь самые базовые дисциплины: узбекский, русский и английский языки и математику. В Узбекистане в каждой десятой школе преподавание ведется на русском языке, и именно в такие школы родители хотят отдать своих детей. Говорят, что с русским языком у детей будет больше перспектив в плане работы и карьерного роста.
Английский тоже преподается с первого класса. Детям приходится нелегко, ведь многие из них приезжают в Бешарык из отдаленных кишлаков. Лишь у немногих родителей в кишлаках есть своя машина, на которой каждое утро можно было бы отвозить ребенка в школу. Большинство ездит на автобусах, ну, а городские дети ходят пешком.
Обратите внимание на то, как отделана классная комната. Есть телевизор, чтобы показывать детям фильмы и обучающие ролики, куча визуальных материалов развешано по стенам. По сравнению, скажем, со школой на Кубе, где кроме парт и доски вообще больше ничего не было, в Узбекистане класс выглядит вполне современно.
Единственная проблема — это отопление. Не знаю почему, но в феврале центральное отопление не работает, хотя ночью столбик термометра опускается до -7 градусов. Согревает всю комнату вот такой старый электрический обогреватель, в который нужно подливать воду: видите уровень воды справа на шкале?
Холод в классе действительно стоит дикий, так что многие дети даже сидят за партами в шапках. Я бы еще на их месте и куртку надел, но узбекские детки, видимо, привыкшие: сидят в одних кофтах и свитерах.
И на самом деле очень здорово, что даже в провинции Узбекистана дети имеют возможность получать хотя бы базовое образование. Потом многие из них захотят идти на высшее, поедут в Россию или другие страны за границу. Может, кто-то останется учиться у себя на Родине в Ташкенте или Самарканде.
Радует, что у детей из небогатой страны есть выбор и возможность учиться. Кто ищет, тот всегда найдет варианты...
Про то, чем занимаются дети из провинции Узбекистана в свободное от уроков время, я написал здесь