Раньше на Севере рыбачили все. Ну, или почти все.
И я рыбачил. На удочку, сетями, неводом. Дедушка, царство ему небесное, работал в рыболовецком колхозе рыбаком. А, раз нас на лето всегда отправляли в деревню, мы нередко помогали ему в работе.
Когда вырос, стал уже сам заниматься рыбалкой и немного охотой.
После демобилизации я приехал на Север в деревню, отдыхать. И случилось мне самому поработать в колхозе - пришел рефрижератор, нужно было помочь в загрузке. Пришел, поработал до обеда. А потом оказалось, что меня включили в наряд, т.е. приняли на работу)) Так я месяц отработал в рыболовецком колхозе. Правда не на промысле, а в рыбучастке - мы принимали рыбу у промысловиков, сортировали, замораживали и упаковывали для отправки на перерабатывающий завод.
Работа, конечно, не из легких. Но мне было интересно, поскольку на промысле я уже бывал, а вот после сдачи рыбы не доводилось. Рыбаки приезжали либо сами на участок, и тогда мы из лодок перекладывали в ящики, взвешивали и отправляли себе же самим на сортировку)) Или приводили плашкоуты - такие баржи несамоходные, на которые сдавали рыбу те рыбаки, которым было далеко приезжать сдавать самим - а на ловлю уходили и за сорок-пятьдесят километров от деревни, на моторной лодке за день не обернуться туда-обратно, да и бензина тратится много.
Местные коренные жители - ханты. Их обычная жизнь охота и рыбалка, поэтому многие из них работали в те времена в колхозе. И был тогда обычай - первого добытого в году осетра ханты имели право оставить себе, не сдавать государству (в колхоз). Ценные породы рыб тогда и сейчас, насколько знаю, в обязательном порядке в полном объеме вылова должны сдаваться.
И была еще одна особенность на Севере. В сезон там спиртное не продавали, только по особым случаям, времена еще были советские. Да и завозилось спиртное только раз в год - ближе к осени уже приходила "пьяная" баржа, на которой вместе с продуктами питания завозилась водка и другое спиртное. Естественно, те кто хотел выпить, находили выход - ставили брагу и/или гнали самогон, хотя гоняли за самогон крепко.
И вот, в один из рабочих дней, приходит в рыбучасток лодка. Рыбак - ханты Оська (вот не знаю - имя или прозвище)).
И сидит Оська в лодке и грустный и радостный...
Спрашиваем - что случилось?
Говорит - лобаря (осетра) добыл первого в этом году.
Так радоваться надо!
А он - за лобариком потянулся, и опрокинул в лодке ведерко с брагой! И рыба есть, и выпить нечего на радости!
И смех и грех))
Жалко его, конечно было, а помочь нечем - у самих брага еще не подошла))
Хорошие времена были, добрые...