С причинами медленного чтения мы уже разбирались здесь.
Из-за названных причин возникают проблемы. А проблемы, как известно, надо решать.
1. Первая проблема РЕГРЕССИЯ. Регрессия - это возвратные движения глаз с целью повторного прочтения. Эта проблема настолько быстро и беспощадно переходит в привычку, что бороться с ней надо упорно и безжалостно. Как? Ну логично, чтобы исключить возврат к прочтённому тексту, его надо просто закрыть или создать такой режим чтения текста, чтобы возвращаться назад не было ни времени, ни желания.
Специальное упражнение, так называемая ""Шторка". Сверху родитель или педагог двигает полоску бумаги ("шторку") чуть быстрее, чем читает ребёнок. Это даст возможность избежать возврата к прочитанному. "Шторка" ведь закрыла уже прочитанный текст. Но ещё чем хороша "шторка", это тем, что ребёнок старается непроизвольно взглядом охватить больше текста, чем это делает обычно, ведь ему надо успеть прочитать до того, как "шторка" закрое строчку. Это ещё и весело, а значит не скучно и увлекательно. Детям нравится. Упражнение работает очень эффективно.
Можно использовать ещё упражнение "указка под двумя строчками". название упражнения говорит само за себя. Но не у всех это упражнение проходит гладко. Некоторые дети нервничают и путаются, а у некоторых очень хорошие результаты. Применение техник очень зависит от психофизики и характера.
2. Вторая проблема - внешняя артикуляция. Неправильное движение губ, языка, гортани при чтении , конечно, не может сказываться положительно. Ребёнок не может самостоятельно избавиться от привычки читать вслух, даже если это происходит в школе , например, во время контрольной. Эта проблема может настолько "засосать", что дети в принципе, не понимают, что значит "читать про себя".
Из личной практики:
Педагог: - Попробуй читать про себя!
Ребёнок: - Чего это про меня? Давай про тебя или про Егорку...
Очень многие долго так и не могут отделаться от привычки шевеления губами во время чтения даже в зрелом возрасте.
Для подавления внешней артикуляции рекомендуют упражнение "Метроном"- простукивание по слогам. Ребенок сосредотачивается на визуальном чтении и соответствующем слогам (словам) стуке. Или так называемый "рот на замок". В этом случае в рот кладется карандаш. Возможность произносить прочитанное теряется.
Продолжение следует.
Мы в ВК https://vk.com/klub_detkikonfetki
Еще больше фото и видео в Telegram https://t.me/qTMslWe4U3NzJi
#книги, дети, семья, школа, юмор