Найти в Дзене
А.С.

Лоббизм и GR - это одно и то же?

Кабинет с овальным столом посередине. На стене - плакат с внимательно смотрящими глазами. Жалюзи и приглушенный свет. За столом упитанный мужчина в темно-синем костюме. В помещение входит так же одетый гражданин с темно-коричневым портфелем. Садится за стол. Ему протягивают бумажку с написанными цифрами. Он понимающе кивает и передает конверт. Обмениваются взглядами. Вопрос решен.

Примерно так многие представляют лоббизм, который во многом ассоциируется с коррупцией. Разберемся, что это (про GR мы писали ранее - см. здесь). И в чем отличие лоббизма от GR.

Лоббизм - это деятельность, направленная на оказание прямого или косвенного влияния на лиц, принимающие государственные решения (не только политические). Например, крупная компания хочет осуществить вырубку леса, находящегося на природоохранной территории. А закон этого сделает не позволяет. В этом случае включаются механизмы лоббирования для изменения закона или получения соответствующих разрешений. Или другой пример: "зеленые" лоббируют принятие более высоких экологических стандартов.

Как мы видим, лоббизм всегда связан с интересами определенной группы. Другие же сообщества и лица от принятых решений могут как выиграть, так и пострадать. Оценка лоббизма зависит от точки зрения. В нашем примере с лесом: местные жители, наверное, останутся недовольны вырубкой, а потребители мебельной промышленности, на которую пойдет лес - напротив. Чуть более сложная ситуация с экологическими стандартами: с одной стороны, природа станет чище и дышать станет легче, с другой - стоимость продукции наверняка возрастет (а платить будет потребитель).

Плох или хорош лоббизм? Как и многое в политике, это за гранью вопросов этики: это механизм, который существует в обществе. В западных странах лоббизм институционализирован, в отдельных странах существует его правовое регулирование (например, в США "The Lobbying Registration Act"). В восточных странах - это больше вопрос родственных связей и финансового стимулирования лиц, принимающих решения. В России закона о лоббизме нет, но само явление, разумеется, есть:)

Объем средств, вращающейся в данной сфере, говорит сам за себя: по данным TAdviser, ИТ-гиганты тратят €97 млн (это около 8,3 млрд руб.) в год на лоббирование своих интересов. В России же, по оценкам Transparency International, рынок достигает 363,4 млн долл США (и это в 2010 году!).

Так в чем-же отличие лоббизма и GR, спросите Вы?
Лоббизм носит скрытый характер, GR - публичный;
Лоббизм предполагает решение конкретного вопроса (точечный характер действий), GR - выстраивание долгосрочных отношений и понятной среды взаимодействия бизнеса и государства.
Лоббизм это по определению история индивидуальная, GR может заниматься структурное подразделение компании.

В остальном же разграничить явления достаточно сложно. Эксперты сходятся во мнении, что GR и лоббизм несут также положительную функцию: они снабжают органы государственной власти дополнительной информацией, минимизируют бюрократизм (который мы все не любим), способствуют выстраиванию ассоциаций и объединений, т.е. институтов гражданского общества.

Источник изображения: https://scandaly.ru/2015/02/27/chinovnik-dolzhen-zhit-krasivo/
Источник изображения: https://scandaly.ru/2015/02/27/chinovnik-dolzhen-zhit-krasivo/

---
#gr #b2g #связи с органами государственной власти #лоббизм #чиновник #государство #общество #политика


Вы можете помочь проекту, если поделитесь информацией с друзьями
и коллегами.
Буду признателен за обратную связь.
Пишите, о чем хотели бы прочитать в следующий раз.