Ещё лет десять назад то, что происходит сейчас у почти каждого массового русского слушателя, невозможно было представить.
Да и само явление массовой (и легальной!) русской музыки существовало почти подпольно. Оно объяснимо и тем, что музыкальная индустрия тогда только начинала робкие попытки выхода из пиратского кризиса 2007-2012.
В это время с распространением интернета музыка в разных форматах утекла давно в сеть, сделав музыкальный бизнес финансово невыгодным, а прослушивание бесплатным и доступным каждому. И никто из мировых звёзд не знал, что с этим делать.
А в России тем временем заканчивали править застойным балом эстрадники под руководством Пугачёвой и других личностей эстрады совкового прошлого. И нужно было вибираться из этой ямы.
Абсолютное большинство с упоением слушало многое, но точно не... наше.
Американский угасающий альтернативный рок, отфильтрованная попса шкрежетящий дабстеп, бросский дэнс-IDM, хип-хоп, инди, соул... В большинстве просто радийные трёхминутные треки всех континентов с давно опопсевших Европы+ и NRJ.
Целый калейдоскоп жанров, стилей и направлений объединял любителей заокеанских и других забугорных произведений. Существовали также тематические тусовки по интересам, мероприятия и концерты западных кумиров шли чаще всего на ура.
Да, отечественные исполнители тоже не сосали лапу от безделья, но вышеперечисленное заслоняло их всеми силами, оставляя на задворках среднерейтинговых радиостанций. Такие господа и дамы, как Пицца, Нервы, Егор Крид, Нюша и иже с ними коллеги по простаивающему цеху, пытались пробиться, местами цепляя уши слушателей родной речью.
Но как бы не пытались и наши, и ваши, целую аудиторию завоевать не удавалось никак. Что-то должно же было измениться.
(Чего говорить про русский рок, который вечен, но неизвестно когда вновь обретёт корону как после взрывного "Брата 2").
И да, всё изменилось в 2017 году. Он стал для нашего музла воистину революционным, во многом благодаря вновь вырвавшемуся во все топы русскому рэпу.
С появлением в середине десятилетия Versusa и последующих рэп-батлов, вплоть до эфиров на федеральном ТВ, изо всех не закрытых щелей повылезали десятки низкопробных и хороших ноу-неймов. Часть успела разложиться вместе с загнившим "Дружко-шоу", часть родилась после, и пилит треки до сих пор. И это было только начало молниеносного захвата.
Пока с виду чужеземный русский рэп взлетал на новую гражданско-оппозиционную вершину, другие русские музыкальные продукты подобно вирусу параллельно заражали медийное пространство.
Появление легальных цифровых стриминговых сервисов и приложений для записи собственных треков ещё больше влили в огонь взрывоопасной смеси.
Яндекс Музыка, ВК Музыка, СберЗвук (тогда Zvooq), и другие экосистемы только усилили "наши" позиции. Теперь слушатель мог действительно выбирать, и не стесняться родного звука.
Особенно стоит отметить европейский сервис Spotify, убыточный ранее больше десятилетия. Однако именно он задал новое направление в прослушивании музыки: плата в месяц за всё, и слушай, сколько влезет, бесконечно. Хотя такая система имеет немало минусов: есть не всё или есть выложенное на безвозмездной основе. И за это стриминг, получается, просит денюжку. Тем не менее он сдвинул ITunes с лидерских позиций. Всё же покупать для него каждую песню за пару баксов - ну это слишком жирно, тем более в уходящую mp3-эпоху.
Пошла тенденция на всеобщее упрощение: теперь каждый родитель-ребёнок-взрослый мог писать-записывать своё. Стоит только захотеть. Биты, сэмплы, тонны автотюна, и Welcome to the club. Компьютер в помощь. Состряпать трек можно встав с кровати в выходной и сев за монитор. Но не об этом.
С таким мощным напором наша музыка закрепилась в лидерах всего за пару лет, не без взрывных женских гимнов Ленинграда. Вспомните легендарные "Лабутены", "Вояж" и "В Питере пить" те же...
А господин Face в 2к17, да и вообще - личность, благодаря которой многие перешли на наши треки. Сколько бы его в своё время ни поливали грязью, он заслужил своё место в истории. Возможно Morgenshtern уже настиг тоже такого статуса.
Спасибо рэпу, который взлетел который раз в России. Перекрыть его сможет только рок, но пока что вряд ли. И не только благодаря им слушатель выбирает наше.
Совместка от Cream Soda и Хлеба "Плачу на техно", вместе с клипом Александра Гудкова - внезапный карантинно-ковидный занавес десятилетия от ностальгирующих по времени, когда как минимум не нужна была маска. Символично.
К концу десятилетия незадолго до пандемии возросло качество картинки у видеоклипов и записей, что также привлекло аудиторию. Появились нестандартные подходы к текстам, аранжировкам и особенно клипам.
Стоит признать, что их хочется слушать, их приятно слушать, теперь они заслоняют западное по всем фронтам интернет-чартов. Несмотря на некоторые изъяны, которые были у эстрады всегда.
А пока вот пример нового тогда музыкально-клипового языка: господин Басков и господин Киркоров опять показывали, что старьё могёт завоевать молодёжную аудиторию, сев на лицо более консервативной старшей. Плагиатя, высмеивая и обливая себя фекалиями, деды́ заигрывают с зумерами в неформатную дичь-провокацию, и худо-бедно выигрывают.
Стриминги и возросший запрос на родную музыку повлияли на уже устоявшуюся традицию: каждую пятницу пошла выгрузка новых релизов (синглы, альбомы, плейлисты). При всём желании прослушать новизну полностью даже за неделю затруднительно. А там глядишь снова пятница. Снова слушать до потери сознания. Это и хорошо, и плохо, вы наверняка догадаетесь, почему. Процесс не остановить.
А русская музыка короче говоря повзрослела, помолодев. Стала любимицей и лидером миллионов меломанов. Открыла дорогу всем возрастам, приютила восходящих звёзд, обласкала низкопробные жанры. Теперь за своё испытываешь гордость, и одновременно позор, впрочем кому как.
Как бы то ни было, раньше слушали импорт. Сегодня пока не экспорт, но точно наше.
А это уже что-то, да значит. Пускай две силы разделяют и властвуют: однотипный рэп от кальянного до поп-проявления, и всё остальное, похожее частично на него. Это подхватили. От интернета до телевизора. И подхватят ещё сильнее.
Музыкальный обозреватель Леонид Алымов.
Телеграм-канал #музРельеф