Найти тему
музыкальный Хантер

Современная русская музыка: от подполья до всевластия. Через пиратство, ненависть и смутное время рубежа десятилетий.

Чарт Яндекс Музыки 11.02.22. О явлении, которое вы видите в чарте, писали в последние годы, пишут сейчас, не мог не написать и я.
Чарт Яндекс Музыки 11.02.22. О явлении, которое вы видите в чарте, писали в последние годы, пишут сейчас, не мог не написать и я.

Ещё лет десять назад то, что происходит сейчас у почти каждого массового русского слушателя, невозможно было представить.

Да и само явление массовой (и легальной!) русской музыки существовало почти подпольно. Оно объяснимо и тем, что музыкальная индустрия тогда только начинала робкие попытки выхода из пиратского кризиса 2007-2012.

В это время с распространением интернета музыка в разных форматах утекла давно в сеть, сделав музыкальный бизнес финансово невыгодным, а прослушивание бесплатным и доступным каждому. И никто из мировых звёзд не знал, что с этим делать.

А в России тем временем заканчивали править застойным балом эстрадники под руководством Пугачёвой и других личностей эстрады совкового прошлого. И нужно было вибираться из этой ямы.

Россию, где музыкально-концертно-мерчевый бизнес никогда не был развит идеально, кризис поглотил полностью. Торренты, сайты для скачиваний, в том числе тогдашний ВКонтакте - его ключевые символы. Туда также бросались на поиски нормальной музыки и качали только своё любимое. Качают и сейчас, но поменьше и в основном ценители разных изданий, форматов, звучаний.
Россию, где музыкально-концертно-мерчевый бизнес никогда не был развит идеально, кризис поглотил полностью. Торренты, сайты для скачиваний, в том числе тогдашний ВКонтакте - его ключевые символы. Туда также бросались на поиски нормальной музыки и качали только своё любимое. Качают и сейчас, но поменьше и в основном ценители разных изданий, форматов, звучаний.

Абсолютное большинство с упоением слушало многое, но точно не... наше.

Американский угасающий альтернативный рок, отфильтрованная попса шкрежетящий дабстеп, бросский дэнс-IDM, хип-хоп, инди, соул... В большинстве просто радийные трёхминутные треки всех континентов с давно опопсевших Европы+ и NRJ.

Капсула времени (come back in 2011) - треки  британского музыканта Example. Его альбом Playing in the Shadows даёт отличное представление о том, чтó слушали тогда в основном.
Капсула времени (come back in 2011) - треки британского музыканта Example. Его альбом Playing in the Shadows даёт отличное представление о том, чтó слушали тогда в основном.

Целый калейдоскоп жанров, стилей и направлений объединял любителей заокеанских и других забугорных произведений. Существовали также тематические тусовки по интересам, мероприятия и концерты западных кумиров шли чаще всего на ура.

Да, отечественные исполнители тоже не сосали лапу от безделья, но вышеперечисленное заслоняло их всеми силами, оставляя на задворках среднерейтинговых радиостанций. Такие господа и дамы, как Пицца, Нервы, Егор Крид, Нюша и иже с ними коллеги по простаивающему цеху, пытались пробиться, местами цепляя уши слушателей родной речью.

На передовую также вышла свойско-ненашинская украинская музыка (Ёлка и Иван Дорн). Она звучит одинаково по-родному и чуждо-западно, зато как прогрессивно! Не подкачали представители Беларуси: Макс Корж и IOWA. Первый собрал дворовый молодняк, вторая сделала сочную качественную электро-попсу. На концертах каждого флаги трёх стран-соседок, и минимум политики.
На передовую также вышла свойско-ненашинская украинская музыка (Ёлка и Иван Дорн). Она звучит одинаково по-родному и чуждо-западно, зато как прогрессивно! Не подкачали представители Беларуси: Макс Корж и IOWA. Первый собрал дворовый молодняк, вторая сделала сочную качественную электро-попсу. На концертах каждого флаги трёх стран-соседок, и минимум политики.

Но как бы не пытались и наши, и ваши, целую аудиторию завоевать не удавалось никак. Что-то должно же было измениться.

(Чего говорить про русский рок, который вечен, но неизвестно когда вновь обретёт корону как после взрывного "Брата 2").

Не стоит забывать, что в новом десятилетии в нашем ITunes-пространстве вовсю главенствовал зубастый русский пост-шансон, перекрывая даже поступивших тогда в аудио-библиотеку The Beatles. А Стас Михайлов и Елена Ваенга, будучи главными властелинами жанра, вынуждали слушать себя и катались по стране с гонорарными турами и многотысячными концертами... При полном аншлаге стереотипной аудитории 45+. Такие вот властители взрослых умов начала десятых, взращённых Советским Союзом. Как хорошо, что это и многое другое прикончил легендарный 2к17.
Не стоит забывать, что в новом десятилетии в нашем ITunes-пространстве вовсю главенствовал зубастый русский пост-шансон, перекрывая даже поступивших тогда в аудио-библиотеку The Beatles. А Стас Михайлов и Елена Ваенга, будучи главными властелинами жанра, вынуждали слушать себя и катались по стране с гонорарными турами и многотысячными концертами... При полном аншлаге стереотипной аудитории 45+. Такие вот властители взрослых умов начала десятых, взращённых Советским Союзом. Как хорошо, что это и многое другое прикончил легендарный 2к17.

И да, всё изменилось в 2017 году. Он стал для нашего музла воистину революционным, во многом благодаря вновь вырвавшемуся во все топы русскому рэпу.

С появлением в середине десятилетия Versusa и последующих рэп-батлов, вплоть до эфиров на федеральном ТВ, изо всех не закрытых щелей повылезали десятки низкопробных и хороших ноу-неймов. Часть успела разложиться вместе с загнившим "Дружко-шоу", часть родилась после, и пилит треки до сих пор. И это было только начало молниеносного захвата.

Вот, кто убил Марка. Фрагмент из рэп-батла Оксимирона и Гнойного, который обсуждали, казалось бы, все. В том числе Первый канал в программе Время. Чувствуете, какой жанр определил десятые годы? Вечернему Урганту отдельное спасибо.
Вот, кто убил Марка. Фрагмент из рэп-батла Оксимирона и Гнойного, который обсуждали, казалось бы, все. В том числе Первый канал в программе Время. Чувствуете, какой жанр определил десятые годы? Вечернему Урганту отдельное спасибо.

Годом ранее украинская группа Грибы показала всем, как надо, своим единственным альбомом. 2к17-й они сделали своей нетленкой "Тает лёд".
Годом ранее украинская группа Грибы показала всем, как надо, своим единственным альбомом. 2к17-й они сделали своей нетленкой "Тает лёд".
Главнее "Тающего льда" стала чуть позже русскоязычная песня "Розовое вино" с вечным дуэтом FEDUKA и Элджея.
Главнее "Тающего льда" стала чуть позже русскоязычная песня "Розовое вино" с вечным дуэтом FEDUKA и Элджея.

Пока с виду чужеземный русский рэп взлетал на новую гражданско-оппозиционную вершину, другие русские музыкальные продукты подобно вирусу параллельно заражали медийное пространство.

Появление легальных цифровых стриминговых сервисов и приложений для записи собственных треков ещё больше влили в огонь взрывоопасной смеси.

Яндекс Музыка, ВК Музыка, СберЗвук (тогда Zvooq), и другие экосистемы только усилили "наши" позиции. Теперь слушатель мог действительно выбирать, и не стесняться родного звука.

Особенно стоит отметить европейский сервис Spotify, убыточный ранее больше десятилетия. Однако именно он задал новое направление в прослушивании музыки: плата в месяц за всё, и слушай, сколько влезет, бесконечно. Хотя такая система имеет немало минусов: есть не всё или есть выложенное на безвозмездной основе. И за это стриминг, получается, просит денюжку. Тем не менее он сдвинул ITunes с лидерских позиций. Всё же покупать для него каждую песню за пару баксов - ну это слишком жирно, тем более в уходящую mp3-эпоху.

В мире 2017 год, тем не менее, год Эда Ширана и Деспасито. Почувствуй этот вайб, просто включи треки того времени.
В мире 2017 год, тем не менее, год Эда Ширана и Деспасито. Почувствуй этот вайб, просто включи треки того времени.

Пошла тенденция на всеобщее упрощение: теперь каждый родитель-ребёнок-взрослый мог писать-записывать своё. Стоит только захотеть. Биты, сэмплы, тонны автотюна, и Welcome to the club. Компьютер в помощь. Состряпать трек можно встав с кровати в выходной и сев за монитор. Но не об этом.

С таким мощным напором наша музыка закрепилась в лидерах всего за пару лет, не без взрывных женских гимнов Ленинграда. Вспомните легендарные "Лабутены", "Вояж" и "В Питере пить" те же...

А господин Face в 2к17, да и вообще - личность, благодаря которой многие перешли на наши треки. Сколько бы его в своё время ни поливали грязью, он заслужил своё место в истории. Возможно Morgenshtern уже настиг тоже такого статуса.

Роняет запад, поезжая в магазин гучи в СПб, эщкере. Также он кое-что делал с твоей тёлкой, дал нам формулу "Родись, страдай, умри и в рай", создал "Юмориста"... А что дальше-то?
Роняет запад, поезжая в магазин гучи в СПб, эщкере. Также он кое-что делал с твоей тёлкой, дал нам формулу "Родись, страдай, умри и в рай", создал "Юмориста"... А что дальше-то?

Спасибо рэпу, который взлетел который раз в России. Перекрыть его сможет только рок, но пока что вряд ли. И не только благодаря им слушатель выбирает наше.

Совместка от Cream Soda и Хлеба "Плачу на техно", вместе с клипом Александра Гудкова - внезапный карантинно-ковидный занавес десятилетия от ностальгирующих по времени, когда как минимум не нужна была маска. Символично.

К концу десятилетия незадолго до пандемии возросло качество картинки у видеоклипов и записей, что также привлекло аудиторию. Появились нестандартные подходы к текстам, аранжировкам и особенно клипам.

Dabro, Hensy, Zivert, и другие - примеры новой модной Отечественной эстрады конца десятилетия. Иронично, что названия исполнителей на английском. Да и хиты у них иногда стандартные, заточенные под форматность, но опять же, качественнее стало, интереснее.
Dabro, Hensy, Zivert, и другие - примеры новой модной Отечественной эстрады конца десятилетия. Иронично, что названия исполнителей на английском. Да и хиты у них иногда стандартные, заточенные под форматность, но опять же, качественнее стало, интереснее.

Стоит признать, что их хочется слушать, их приятно слушать, теперь они‌ заслоняют западное по всем фронтам интернет-чартов. Несмотря на некоторые изъяны, которые были у эстрады всегда.

А пока вот пример нового тогда музыкально-клипового языка: господин Басков и господин Киркоров опять показывали, что старьё могёт завоевать молодёжную аудиторию, сев на лицо более консервативной старшей. Плагиатя, высмеивая и обливая себя фекалиями, деды́ заигрывают с зумерами в неформатную дичь-провокацию, и худо-бедно выигрывают.

Стриминги и возросший запрос на родную музыку повлияли на уже устоявшуюся традицию: каждую пятницу пошла выгрузка новых релизов (синглы, альбомы, плейлисты). При всём желании прослушать новизну полностью даже за неделю затруднительно. А там глядишь снова пятница. Снова слушать до потери сознания. Это и хорошо, и плохо, вы наверняка догадаетесь, почему. Процесс не остановить.

А русская музыка короче говоря повзрослела, помолодев. Стала любимицей и лидером миллионов меломанов. Открыла дорогу всем возраста‌м, приютила восходящих звёзд, обласкала низкопробные жанры. Теперь за своё испытываешь гордость, и одновременно позор, впрочем кому как.

22.11.21. Чарт ВКонтакте как картинка нынешнего стримингового аудиофилизма: пока мир завоевывали Эд Ширан и Адель, Россия наслаждаласт звучанием самой себя. И до сих пор наслаждается. Ничего такого в этом нет, скорее наоборот, так и должно быть. Никто ведь не отменял хиты других континентов.
22.11.21. Чарт ВКонтакте как картинка нынешнего стримингового аудиофилизма: пока мир завоевывали Эд Ширан и Адель, Россия наслаждаласт звучанием самой себя. И до сих пор наслаждается. Ничего такого в этом нет, скорее наоборот, так и должно быть. Никто ведь не отменял хиты других континентов.

Как бы то ни было, раньше слушали импорт. Сегодня пока не экспорт, но точно наше.

А это уже что-то, да значит. Пускай две силы разделяют и властвуют: однотипный рэп от кальянного до поп-проявления, и всё остальное, похожее частично на него. Это подхватили. От интернета до телевизора. И подхватят ещё сильнее.

Музыкальный обозреватель Леонид Алымов.

Телеграм-канал #музРельеф