Найти в Дзене
Так и сяк

Средневековые шуты - волшебство индивидуальности

Общество средних веков было чрезвычайно традиционным, подчас даже статичным. Суровый мир, в котором каждому полагалось знать свое место, крайне недоверчиво относился к любой форме проявления индивидуальности.  Одежда, образ жизни, обращение к тому, кто стоит выше по происхождению или должности - все эти моменты были строго регламентированы, и любое отхождение от правил могло повлечь за собой весьма неприятные последствия.  Однако существовали в том мире и люди, не ведающие бремени общественных норм и на удивление свободные в творческом самовыражении. Те кто был неотъемлемой частью жизни благородных сеньоров и часто сами происходили из знатных семей, но при этом все же стояли как бы вне социальной структуры, обладая почти мистическим правом инаковости.  Речь идёт о шутах - явлении крайне интересном и уже к сожалению безвозвратно утраченном в современном мире.  Безвозвратно, потому что никакие современные сатирики и стендаперы не могут по своему положению, своей социальной роли и культур

Общество средних веков было чрезвычайно традиционным, подчас даже статичным. Суровый мир, в котором каждому полагалось знать свое место, крайне недоверчиво относился к любой форме проявления индивидуальности. 

Одежда, образ жизни, обращение к тому, кто стоит выше по происхождению или должности - все эти моменты были строго регламентированы, и любое отхождение от правил могло повлечь за собой весьма неприятные последствия. 

Однако существовали в том мире и люди, не ведающие бремени общественных норм и на удивление свободные в творческом самовыражении. Те кто был неотъемлемой частью жизни благородных сеньоров и часто сами происходили из знатных семей, но при этом все же стояли как бы вне социальной структуры, обладая почти мистическим правом инаковости. 

Речь идёт о шутах - явлении крайне интересном и уже к сожалению безвозвратно утраченном в современном мире. 

Средневековое изображение.  Из открытых источников
Средневековое изображение. Из открытых источников

Безвозвратно, потому что никакие современные сатирики и стендаперы не могут по своему положению, своей социальной роли и культурному значению сравниться со средневековым шутом.

Шут конечно насмешник и порой весьма не добрый, но далеко не только. Он ещё и доверенное лицо своего господина, хранитель его тайн. Это не просто слуга. Чтобы стать шутом у короля или другого крупного феодала мало было просто уметь забавно кривляться. Шутов ценили за ум и образованность, профессиональный дурак должен был быть как минимум не глупее своего хозяина. По-настоящему же хороший шут был много умнее, чем и поддерживал к себе интерес. Вообще роль шута требовала не просто навыков и знаний, но безусловного талант. Им были подвластны самые разные развлечения: шутки, трюки, пение, игра на музыкальных инструментах. Шуты состояли при господах годами, а многие и всю жизнь, и даже могли переходить по наследству.

Шут скрашивал не только мирную жизнь своего патрона. На полях сражений они играли далеко не последнюю роль, будучи и гонцами, и лазутчиками, и разумеется поддерживая боевой дух среди солдат. Так что за ними была очень важная функция ведения психологической и информационной войны своего времени. 

Содержание шута было роскошью, которою мог позволить себе не каждый вельможа, так что должность эта вопреки бытующему мнению была желанной и почётной. Часто шутами становились больные, калеки, и для них такая судьба оказывалась настоящим спасением, ибо в противном случаи их ждало почти наверняка весьма жалкое существование. 

Жизнь шута могла быть куда веселее и приятнее, чем его господина
Жизнь шута могла быть куда веселее и приятнее, чем его господина

Традиционный шутовской наряд с колпаком и ярким трико был атрибутом скорее праздничным, в обычные же дни далеко не все профессиональные дураки одевались столь броско.

Хорошо известный поклонникам Дюма шут Генриха III , а затем и Генриха IV, Шико, наряд предпочитал обычный, хотя и выполненный с большим вкусом, более того, получив от короля дворянство, Шико имел право носить шпагу, которой отлично владел. Хотя некоторых шутов профессиональное одеяние могло спасать от многих неприятностей. Насмешки их бывали весьма колки и точны, и хорошо было, что бы их мишень не забывала с кем имеет дело, ведь на шутов не принято было обижаться. 

Неизвестно, когда именно появились шуты, но похоже, явление это имеет весьма глубокие корни, уходящие ещё в языческие верования. Так образ шута во многом схож с образом бога- или героя-трикстера, хитрого и ловкого, часто жестокого, но не лишенного чувства справедливости. Он одерживал победу не силой, а с помощью своего острого ума. В последствие молва продолжала приписывать шутам связь с потусторонними силами, и наоборот, часто награждала бесов шутовскими повадками. Так Мефистофель у Гëтте порой ведёт себя подобно типичному шуту. 

Помимо придворных, бывали и различные ярмарочные насмешники. Они обычно вели полубродячий образ жизни, выступая то здесь, то там. Им так же было многое позволено и к шуткам их местные власти относились снисходительно. Однако жизнь бродячего артиста все же не шла ни в какое сравнение с жизнью того же шута даже при скромном дворе. 

Не всех шутов жизнь баловала...
Не всех шутов жизнь баловала...

Шуты были популярны не только в Европе. Они украшали дворы и многих восточных правителей. Русские цари и императоры тоже отдавали должное их искусству. Известны шуты при Иване Грозном, Петре I , Анне Ивановне, Елизавете Петровне и не только. Восприятие шутов в нашей стране было тесно связано с культом юродства, что порой давало им даже большие привилегии, чем в Европе. Впрочем ситуации бывали разные, и об этом следующий раз. 

Автор признателен каждому, кто проявил интерес и очень надеется на поддержку. 

#история средневековья

#быт и нравы

#шут

#история и культура