Это - знаменитые строки великого Пастернака. Вот так, кратко, но емко сказал тонкий творец о нашей эпохе.
Эти слова так актуальны. Можно свалить все на предыдущие поколения. Мол, это они создали в наших душах именно такой образ мира. Можно. Но лучше поговорить о себе, вслушавшись в пульс нашего времени.
Грубое, оглушительное бахвальство пронизало наш мир, стало нашей природой и, если хотите, нормой. Мы не замечаем этого псевдовеличия и самовосхваления. Кичимся. Редко задумываемся о том, что говорим. Превозносимся над другими.
Правда, искренность, честность, целомудрие, любовь к родине расцениваются не просто как недостаток и порок. Многие расценивают эти замечательные качества чуть ли не как преступление.
Правды, по их мнению, нет. Правда – это только то, что я сказал. Любовь к родине? Мы лучше ее потопчем и унизим. Нам чужая родина родней.
Сегодня быть человеком, значит, ставить себя выше других. Чем круче, тем лучше. Хвастовство, самореклама, сила, гордыня и ее проявления – уже не порок. А фарисейство – одна из «добродетелей»...
Увидеть в себе это сложно и, думаю, невозможно без внимательного взгляда внутрь себя, без серьезного анализа и, если хотите, обращения к словам, сказанным более двух тысяч лет назад Христом.
Я про мытаря и фарисея.
…Тридцать лет прошло. А я каждый раз с волнением жду этого момента. Пасха! Светлый праздник еще не скоро. (В этом году - 24 апреля.) Но его приближение всегда заранее ощущается.
В один момент каким-то образом все преображается. Внутри тебя что-то меняется. Меняется природа. Каким-то другим становится даже храм.
Великий чрезвычайно строг. Но ему предшествует подготовка. Постепенная, логичная и продуманная.
В этот потрясающий период мы вступаем 13 февраля. И начинается он Неделей о мытаре и фарисее. На богослужении в храмах снова будет звучать евангельская притча.
О чем этот коротенький рассказ-притча, рассказанный Христом? О том, как вошли в храм два человека. (По-разному вошли.) И как молились они. (А они и молились по-разному.)
Это были мытарь и фарисей. По сути, два грешника, которые пришли покаяться.
Фарисей видел в себе достойную личность. Грехов своих не видел. В храме встал на виду у всех. Стал рассказывать, что он не грабитель, не обидчик, не прелюбодей и не такой, как вот этот мытарь или убийца, вор и пр. Перечислил свои «добрые дела».
По сути, обесчестил других, презирая их и ненавидя, надмевался и превозносился, хвалясь своими «достижениями».
А мытарь? Тот видел себя грешным. Искренне переживал. Не посмел даже дальше порога пройти. Тихо, про себя, молился, сокрушаясь и прося Господа милости и прощения.
Знаете, чем Христос завершил этот мини-рассказ?
«Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:14).
То есть Иисус принял смиренную молитву мытаря. Она оказалась действеннее гордой фарисейской…
Как думаете, почему мы начинаем подготовительный период Неделей о мытаре и фарисее? Церковь напоминает нам еще и еще о том, что пост – это время покаяния, исправления и подготовления к Светлому Христову Воскресению.
А значит, проходя это поприще, важно в свою душу заглядывать. (Понимаете? В свою! А не в чужой копаться, чтобы потом унизить другого.) И молиться. (Не по-фарисейски. А искренне, от души.)
Поститься или нет, дело каждого из нас. Меня никто не заставлял и не заставит это делать. Я сама сознательно и добровольно ограничиваю себя. По силам, конечно, но по совести.
И делаю это не для галочки. Не для того, чтобы всем показать, мол, вот, какая я вся из себя. Ведь все это мне надо, моей душе…
Поэтому послезавтра, 13 февраля, я, как и миллионы христиан, начну процесс подготовки своего сердца к встрече с Воскресшим Спасителем первой подготовительной неделей, которая завершится Прощеным воскресеньем (6 марта).
Поскольку я заговорила о календаре, напомню, что эта седмица (с понедельника, 14 февраля, и до 19 февраля) - «сплошная». То есть всю неделю, даже в среду и пятницу, нет поста.
PS Слова для заглавия взяты из стихотворения Бориса Пастернака «Гамлет» (1946).