Найти тему
MD Audit

Ошибки и проблемы при проведении аудита в ритейле, и как QVALON помогает их избежать

Оглавление

Индустрия ритейла непрерывно следует за постоянно меняющимися потребительскими трендами. Вполне очевидно, что анализ и повышение эффективности работы стремящейся к успеху компании должны стать ее второй натурой. Ведь благодаря регулярным аудитам магазинов легче анализировать клиентские впечатления от покупок, определять эффективность работы персонала и обеспечивать соответствие деятельности сотрудников корпоративным стандартам.

Однако при проведении проверок зачастую возникают ошибки, которые влияют на результаты самого аудита. В этой статье мы опишем наиболее частые проблемные ситуации, возникающие во время аудита, и покажем, как облачный сервис QVALON (MD Audit) способен их преодолеть.

Что может пойти не так при проведении аудита?

Аудит может выявить проблемы на уровне отдельного магазина или компании в целом и дать основу для внедрения новых процессов. А может оказаться пустой тратой времени, если подойти к его организации и проведению формально. Перечислим основные ошибки, которые могут повлиять на процесс и качество аудита.

-2

Стремление проверить все и сразу

Аудит в ритейле может и должен состоять из мониторинга широкого спектра стандартов, операций из различных направлений: розницы, маркетинга, мерчандайзинга, HR и др. Однако не стоит при каждом посещении магазина пытаться проверить все и сразу.

Аудитор банально устанет, начнет упускать из вида отклонения от стандартов, как ненамеренно, так и специально, лишь бы поскорее закончить эту рутину. Мало того, при подобных проверках аудитору придется часто отвлекать директора и персонал, что неизбежно помешает работе магазина и может привести к снижению качества обслуживания клиентов, падению объема продаж.

Использование «ручного труда» при заполнении проверок, сборе данных и их анализе

При работе с большими объемами информации «ручной труд» малоэффективен и сопряжен с рисками:

  • сотрудникам приходится тратить больше 20% своего времени на рутинную работу;
  • бумажные чек-листы могут быть потеряны или случайно выброшены;
  • существует риск неправильного ввода данных, поскольку вероятность человеческой ошибки при ручном внесении данных составляет от 18% до 40% и так далее.

Проблема получения объективных и достоверных результатов по проверкам

Очевидно, что от аудита требуется достоверная информация, но по опыту сотрудников QVALON (MD Audit), на деле оно выполняется далеко не всегда.

  1. Излишняя предвзятость или снисходительность аудитора к директору магазина может повлиять на результаты аудита. В первом случае оценка может быть заниженной, во втором случае завышенной.
  2. Недостаточная компетентность ревизоров тоже нередкий случай, когда результаты проверок заставляют сомневаться и требуются повторные аудиты с целью разрешения возникающих разногласий между участниками аудита.
  3. Отсутствие четких единых критериев оценки. Такая ситуация приводит к тому, что два разных аудитора видят одну и ту же ситуацию по-разному. То, что один посчитает нормой, другой назовет нарушением, а в результате общая картина по всей компании окажется недостоверной.
  4. Подложные данные аудита. В силу разных причин аудитор может просто не явиться на место проверки и составить «липовый» отчет.

Отсутствие действий после проведения аудита

После завершения аудита все магазины должны получать задачи на устранение выявленных нарушений. Это тоже может показаться очевидным утверждением, но в реальной жизни оно зачастую не выполняется.

  1. Аудит проведен, нарушения выявлены, но задачи на исправление не поставлены. В результате ситуация в компании не меняется, а все силы и средства, затраченные на проведение аудита, пропадают впустую.
  2. Задачи на устранения нарушений поставлены, но никто не контролирует процесс их выполнения. Результат практически такой же, как и в первом случае, потому что директора магазинов скорее всего сперва отложат выполнение несрочной задачи, а потом могут о ней и вовсе забыть.

Используйте только эффективные и технологичные инструменты аудита

Оцифровав процесс аудита, вы сможете получать данные в режиме реального времени, планировать проведение проверок, наладить прозрачную коммуникацию между магазинами и центральным офисом, ставить задачи и отслеживать их выполнение. Все это возможно с использованием системы QVALON (MD Audit).

В системе имеются следующие инструменты, которые помогут вам выполнять быстрые и эффективные аудиты.

Электронные чек-листы

Они заменят не только бумажные чек-листы, но и электронные таблицы. Их использование сведет к минимуму риски возникновения ошибок, потери информации и предвзятого отношения. Результаты прохождения аудита доступны для анализа сразу же после завершения проверки. Более того, аудитор может добавлять фотографии в подтверждение своих выводов.

Используя чек-листы в системе QVALON (MD Audit) для контроля качества работы охранных компаний, торговая сеть MODIS снизила расходы на охрану торговых объектов на 7,5%.

Рис. 1. Интерфейс мобильного приложения QVALON
Рис. 1. Интерфейс мобильного приложения QVALON

Система аналитики

С помощью многофакторной системы аналитики QVALON (MD Audit), вы будете получать достоверную актуальную информацию в реальном времени, а значит, без задержек сможете увидеть неэффективные бизнес-процессы и сразу же принять решение о том, как исправить текущую ситуацию.

Рис. 2. Интерфейс модуля «Аналитика» в системе QVALON
Рис. 2. Интерфейс модуля «Аналитика» в системе QVALON

Задачи

Чтобы воплотить свои решения в жизнь нужно ставить задачи персоналу и контролировать их выполнение. В цифровом виде все задачи упорядочены, система автоматически отправляет исполнителям напоминания и позволяет в динамике отслеживать их исполнительную дисциплину.

Используя модуль задач QVALON (MD Audit), компания ZENDEN увеличила исполнительную дисциплину по всей своей торговой сети с 50% до 96%.

Рис. 3. Интерфейс модуля «Задачи» в системе QVALON
Рис. 3. Интерфейс модуля «Задачи» в системе QVALON

Фотоотчеты

Фотоотчеты — это особый вид контроля, в том числе и удаленного, особо востребованный мерчандайзерами. Одно из основных преимуществ фотоотчетов QVALON — гарантия достоверности фотографий. Сотрудник просто не сможет приложить фотографии, сделанные заранее, так как в QVALON есть возможность запрета на использование изображений из галереи мобильного устройства. В этом случае пользователь будет обязан делать фотографию непосредственно в приложении в момент проверки.

Для удобства работы в QVALON предусмотрена возможность создания внутри фотоотчета категорий, например зон в магазине одежды. Благодаря этому фотоотчеты легче структурировать, проверять отдельные категории и при необходимости создавать претензии. В системе также встроен фоторедактор, чтобы можно было отмечать выявленные нарушения прямо на фотографии. Это упрощает коммуникацию между сотрудниками, понимание требований и экономит время.

Все фотографии хранятся в облачном хранилище и не занимают места на вашем компьютере или мобильном устройстве. При необходимости, вы всегда можете выгрузить необходимые фотографии на свой жесткий диск. Все фотографии структурированы: по дате, названию фотоотчета, магазину.

Однако фотоотчеты удобны и для решения других задач. Например, с их помощью сеть ресторанов быстрого питания Burger King наладила контроль качества работы подрядчиков — клининговых компаний и сократила эту статью расходов на 9%.

Рис. 4. Интерфейс модуля «Фотоотчеты» в системе QVALON
Рис. 4. Интерфейс модуля «Фотоотчеты» в системе QVALON

Опросы

Не всю информацию можно получить с помощью чек-листов. Например, собрать данные по товарным остаткам по всей торговой сети или провести опрос персонала на предмет знания корпоративных стандартов. Эта задача решается с помощью опросов. Вместо того, чтобы отправлять по всем магазинам анкеты и ожидать, когда они будут заполнены, достаточно создать в QVALON (MD Audit) опрос и получить его результаты в течение одного дня.

Например, бренд Amway благодаря использованию модуля «Опросы» собирает статистическую информацию о бракованном товаре в своих торговых точках, распределенных по разным городам России всего в один клик.

Рис. 5. Интерфейс мобильного приложения QVALON
Рис. 5. Интерфейс мобильного приложения QVALON

Видеозвонки

Видеозвонки QVALON упрощают процесс взаимодействия между сотрудниками компании. К примеру, руководитель изучает отчет по динамике исполнительной дисциплины и видит низкие показатели у одного из директоров. Раньше, чтобы задать этому сотруднику несколько вопросов приходилось переключаться в телефонную книгу. В QVALON же можно прямо в интерфейсе отчета выбрать этого директора и нажать кнопку звонка.

Но видеозвонки не ограничивается лишь коммуникативной функцией. С их помощью можно «проводить» проверки, не выходя из офиса — в режиме видеосвязи. В процессе такой проверки можно сделать снимок экрана, чтобы зафиксировать нарушение стандарта, а после завершения — по горячим следам побеседовать с директором магазина и предоставить ему обратную связь.

Рис. 6. Интерфейс модуля «Видеозвонок» в системе QVALON
Рис. 6. Интерфейс модуля «Видеозвонок» в системе QVALON

Что еще можно сделать, чтобы улучшить процесс аудита в ритейле?

Определите миссию, цели и задачи своей розничной сети

Сформируйте видение того, как должен будет выглядеть ваш бизнес через 3–5 лет. Это поможет при разработке стратегии и определении четких шагов по их реализации. На этом же этапе определите корпоративные стандарты, которые помогут в достижении поставленных целей.

Но основе стратегии вы сможете определить области, которые в первую очередь нуждаются в проведении аудита, а на основе стандартов — разработать чек-листы. Аудит должен определить, работает ли магазин, сеть в соответствии со стандартами и какие действия по улучшениям необходимо предпринять.

Сформируйте аудиторские группы

Чтобы получить максимально полный и объективный результат от процесса аудита, рассмотрите возможность включения в состав аудиторских групп специалистов из разных направлений деятельности компании.

  • Руководители. Большинство руководителей из разных департаментов компании, региональные, дивизиональные управляющие достаточно осведомлены о корпоративных регламентах и процедурах, поскольку они участвуют в их разработке. В составе аудиторской группы они смогут должным образом оценить качество исполнения процессов, стандартов в рамках своей предметной области.
  • Внутренние аудиторы (отдел контроля качества, отдел внутреннего аудита компании). Это компетентные специалисты в разных направлениях деятельности компании, обладающие обширным опытом проведения аудитов и часто не имеющие прямого отношения к управлению магазинами, что позволяет им быть максимально объективными при оценке магазинов на предмет качества исполнения процессов.
  • HR специалисты могут помочь в процессе внедрения концепции аудита формировать лояльность у персонала сети. Правильно объяснять сотрудникам цели, задачи процесса контроля качества стандартов, разрешать спорные и конфликтные ситуации, разрабатывать программы индивидуального и корпоративного обучения, системы мотивации.

Проводите аудиты эффективно и побеждайте в конкурентной борьбе

Вернемся к тому, с чего мы начали. Успешной может оставаться лишь та компания, которая следит за изменением окружающей ситуации и потребностями потребителей, а без регулярных аудитов это невозможно. Следовательно, выигрывает тот, кто проводит аудиты быстрее, эффективнее с использованием современных цифровых инструментов, таких как QVALON (MD Audit).

Оригинал статьи опубликован в блоге MD Audit.